Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Дипломатическое и консульское право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


функция; функция информирования своего правительст¬ва о стране пребывания.

Перечень функций дипломатического представительства, при¬веденный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим.

1.4. Начало и прекращение дипломатической миссии

Сразу же по достижении договоренности об обмене диплома¬тическими представительствами и об их уровне возникает необхо¬димость в практическом формировании дипломатического пред¬ставительства.

Назначение главы дипломатического представительства про¬ходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на до¬лжность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступ¬ление в должность после вручения верительной грамоты.

Обязанность запрашивать агреман, то есть согласие государ¬ства принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства, — твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской конвенции 1961 года. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов.

Без положительного ответа на запрос агремана предполагае¬мый глава представительства не назначается на свою должность.

Вступление главы представительства в должность связано с вручением им своих полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется.

Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства инос¬транных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обяза¬тельных реквизитов: указание на орган, назначивший главу пред¬ставительства, страну назначения и т.д.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в стра¬ну считаются приступившими к исполнению служебных обязан¬ностей с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания.

В отношении военных атташе многие государства придержи¬ваются практики, являющейся по существу разновидностью за¬проса агремана.

Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении государствами поддержания официальных отноше¬ний без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также иногда при социальной револю¬ции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут прекра¬титься в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипло¬мата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

1.5. Дипломатический корпус

В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредито¬ванных в данном государстве. Дипломатический корпус в широ¬ком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном госу¬дарстве и членов их семей.

Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено причинами протокольного характера; дуай¬еном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций).

Понятие дипломатического корпуса во втором значении объ¬ясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитета и привилегии.

1.6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции го¬сударства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преиму¬ществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются чле¬нам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти друго¬го, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство.

В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипло¬матического представительства и личные иммунитеты и привиле¬гии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помеще¬ний дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представитель¬ства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.

Ко второй категории относятся: неприкосновенность личнос¬ти, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции госу¬дарства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных по¬винностей. Допускаются три изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в ко¬тором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.

Дипломатический персонал имеет право свободно передви¬гаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Уведомительный по¬рядок передвижения дипломатов, существующий в ряде стран, не противоречит указанному выше правилу.

Одним из наиболее распространенных видов связи дипломати¬ческого представительства со своим центром и другими пред¬ставительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция 1961 года предусматривает доставку дипломатической почты дипломатическими курьерами (штатны¬ми и ad hoc) и бескурьерную (с помощью командира воздушного судна, который правами дипломатического курьера не пользует¬ся). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помощью капитана морского судна и на основе соглашений меж¬ду заинтересованными государствами через обычные каналы свя¬зи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дип¬ломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть за¬держана и даже вскрыта.

Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность го¬сударства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Гене¬ральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международ¬ной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница).

В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.

Таможенные привилегии в отношении дипломатического ба¬гажа заключаются прежде всего в том, что он не облагается тамо¬женными сборами, пошлинами и т.д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатичес¬кому представительству, дипломату или члену его семьи, пропус¬кается на общих основаниях, с досмотром.

Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвен¬ция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, за¬прещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение:

если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смог¬ли доказать, что у них были для этого серьезные основания.

В настоящее время в большинстве стран авиакомпании, ссыла¬ясь на необходимость обеспечения безопасности гражданской авиации, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.

Необходимо отметить, что член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломати¬ческими иммунитетами и привилегиями.

1.7. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания

Венская конвенция 1961 года называет две основные обязан¬ности дипломатического представительства в отношении государ¬ства пребывания: использовать свои помещения только для офи¬циальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»