Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Дипломатическое и консульское право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Объем предоставляемых всем этим катего¬риям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит поло¬жения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.

1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций

В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц между¬народных организаций лежит теория функциональной необходи¬мости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат су¬дебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они ос¬вобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственника¬ми, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатичес¬кие представители во время международных кризисов; имеют пра¬во ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первона¬чальном занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, пос¬кольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться до¬лжностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: им¬мунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный имму¬нитет в отношении всего сказанного или написанного ими и со¬вершенного ими при исполнении служебных обязанностей; непри¬косновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дип¬ломатическим представителям.

В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими.

Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному пра¬ву дипломатическим представителям.

В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предос¬тавляются должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препят¬ствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Гене¬рального секретаря право отказа от имущества принадлежит Со¬вету Безопасности ООН.

2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

2.1. Понятие и источники консульского права

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих дея¬тельность консульских учреждений и членов их персонала и опре¬деляющих их статус, функции, права и обязанности.

Исторически консульские отношения развивались как отноше¬ния, связанные прежде всего с международной торговлей и торго¬вым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощни¬ки, призванные оказывать на территории иностранного государ¬ства помощь и содействие отечественным купцам и другим част¬ным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государ¬ства как такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их при¬обретали все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, куль¬турных и туристских, а в некоторых случаях и политических свя¬зей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжа¬ют определять их специфику и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай.

Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались главным образом на ос¬нове обычая. В настоящее время международные обычаи продол¬жают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключа¬ются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном консульском праве действуют три многосто¬ронние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 го¬да и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в консульском праве играют двусторонние дого¬воры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас их число во всем мире дости¬гает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с други¬ми государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 го¬дах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Лит¬вой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены ис¬ключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулирова¬нии случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Весьма важное значение имеют положения национального за¬конодательства, определяющие статус, функции и структуру кон¬сульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений.

2.2. Установление консульских отношений

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливать¬ся и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отноше¬ний. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой авто¬матически разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида кон¬сульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреж¬дения.

СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть раз¬рыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отно¬шений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахожде¬нии, классе, территориальных пределах его деятельности в госу¬дарстве пребывания.

Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступ¬ления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было на¬значено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.

Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы на¬значения своих и приема иностранных консулов входят в компе¬тенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает обязательного получе¬ния предварительного согласия принимающего государства. Од¬нако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получе¬ние консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетен¬тными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельно¬го консульского

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»