Международное публичное право /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
консульского учреждения. В нем указываются полное имя на¬значаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.
По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консу¬лом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функ¬ций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего го¬сударства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на кон¬сульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения моти¬вов.
В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находя¬щихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульс¬ких отделов дипломатических представительств.
Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониаль¬ные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консуль¬ского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотруд¬ники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус тако¬вых. Об их назначении извещаются власти государства пребыва¬ния.
При изменении пределов консульского округа или класса гла¬вы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов пер¬сонала консульства этого не требуется. Власти государства пребы¬вания информируются об их назначении на соответствующую должность.
Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консу¬лов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государ¬ственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консуль¬ские функции. Нештатными консулами могут быть граждане пред¬ставляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:
1) отозвание консула представляемым государством;
2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;
3) исте¬чение срока консульского патента;
4) закрытие консульского уч¬реждения в данном пункте;
5) прекращение консульских отноше¬ний в целом;
6) война между государством пребывания и представляемым государством;
7) смерть консула;
8) выход терри¬тории, где находится консульский округ, из-под суверенитета го¬сударства пребывания.
Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распростра¬нен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государст¬во пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзеквату¬ра.
Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской конвенции о кон¬сульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен perso¬na поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзеква¬туры.
В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государст¬ве пребывания консулу третьего государства.
2.3. Классы и персонал консульских учреждений
Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на тер¬ритории иностранного государства в силу соответствующего меж¬дународного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организа¬ций. В современной международно-правовой доктрине и консульской практике употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское представительство». Последний термин правоме¬рен, поскольку отдельные консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пре¬бывания в пределах своей компетенции.
Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные консульства; 2) консульства;
3) вице-консульства; 4) консульские агентства.
Класс консульского представительства определяется по согла¬сованию между государствами.
Консульские отделы дипломатических представительств возглав¬ляются заведующими. Они могут именоваться консулами или гене¬ральными консулами и, так же как и сотрудники этих отделов, вхо¬дят в состав членов персонала дипломатического представительства.
В соответствии с классом консульского учреждения определя¬ются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы;
3) вице-консулы; 4) консульские агенты.
В некоторых государствах дипломатическая и консульская службы разделены и сотрудникам консульской службы присваива¬ются специальные консульские ранги, наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных классов глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 го¬да была объединена с дипломатической, и работникам консульс¬кой службы с тех пор стали присваивать дипломатические ранги.
Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.
Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой со¬гласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреж¬дений также определяется по согласованию между государствами.
Термин "консульское должностное лицо" в общем плане охва¬тывает любое лицо, включая главу консульского учреждения, ко¬торому поручено выполнение соответствующих функций (гене¬ральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикоманди¬рованное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер).
Членов персонала, выполняющих административно-техничес¬кие функции или функции по обслуживанию консульства, имену¬ют "сотрудниками консульского учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В ст. 1 Венской конвенции о кон¬сульских сношениях 1963 года категория административно-техни¬ческого персонала поименована как "консульские служащие".
2.4. Консульские функции
Основными задачами консульского учреждения являются за¬щита в государстве пребывания интересов представляемого госу¬дарства, его граждан и организаций, а также развитие дружес¬твенных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разно¬образны. К ним относятся:
•— информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
— информирование находящихся на территории консульско¬го округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
— учет соотечественников, находящихся на территории кон¬сульского округа;
— консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
— паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
— выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
— консульская легализация, то есть установление и засвиде¬тельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих докумен¬тов его законам и правилам;
— выполнение соответствующих действий по истребованию документов; — охрана в государстве пребывания прав и интересов несо¬вершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособ¬ностью, которые являются гражданами представляемого государ¬ства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
— совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
— выполнение поручений следственных или судебных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|