Международное публичное право /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
судебных орга¬нов представляемого государства.
Допускается также выполнение консулом других функций, воз¬ложенных на него представляемым государством, которые не про¬тиворечат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами.
Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согла¬сия государства пребывания может быть возложено на консульс¬кое учреждение.
Международное право допускает также возможность выполне¬ния консулом функций от имени и в интересах третьего государ¬ства.
Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.
Для выполнения своих функций консульские представительст¬ва располагают определенными средствами.
Весьма важное значение имеет свобода сношений консульско¬го учреждения с центральными органами внешних сношений пред¬ставляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сноше¬ний предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо про¬верки властями государства пребывания всей информации кон¬сульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым приме¬нением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик- и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разреше¬ния властей государства пребывания.
Работники консульского учреждения пользуются свободой пе¬редвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.
В ходе осуществления своей деятельности консульские учреж¬дения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и пра¬вила.
Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уваже¬ние и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.
2.5. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала
Для успешного выполнения своих функций консульские учреж¬дения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.
Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, "не для выгод отдельных лиц, а для обеспе¬чения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств".
История развития консульского института во многом объясня¬ет существующие различия в консульских иммунитетах и приви¬легиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на предста¬вительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время на¬блюдается и тенденция к должному учету представительных ас¬пектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится поло¬жение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пре¬бывания "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Это отличает кон¬сульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.
Неприкосновенностью пользуются также архивы и документа¬ция консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государ¬ства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки кон¬сульства.
Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульс¬кие помещения, так и предметы их обстановки, средства передви¬жения и все имущество.
К числу привилегий консульского учреждения относятся: нало¬говые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможен¬ные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользо¬ваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.
Иммунитета и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае со¬вершения тяжких преступлений.
В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной не¬прикосновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о консульских сношениях, в других содержатся положения, максимально приближающие личную не¬прикосновенность консульских должностных лиц к личной непри¬косновенности дипломатических агентов.
При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции госу¬дарства пребывания, кроме некоторых гражданских исков. Но и здесь договорная практика весьма различна.
Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут приме¬няться никакие меры взыскания или наказания.
В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользу¬ются в этом отношении практически теми же правами, что и со¬ответствующие члены персонала дипломатического представи¬тельства.
К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные приви¬легии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения уста¬навливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средст¬вах и др.
Анализ договорной практики многих государств подтвержда¬ет вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и при¬вилегий к дипломатическим представляет собой устойчивую тен¬денцию прогрессивного развития консульского права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Со временем будет еще более возрастать ин¬терес иностранных государств к России, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие эко¬номического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расшире¬нию консульских и дипломатических отношений России с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и дипломатических уч¬реждений на территории субъектов Российской Феде¬рации.
Поэтому знание основ консульского и дипломатического права бу¬дет необходимо сотрудникам республиканских, крае¬вых и городских администраций, работникам таможен¬ных служб и правоохранительных органов.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение», «Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения, 2003. – 624 с.
2. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Международные отношения» и «Международное право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 208с.
3. Тункин Г.И. Теория международного права. –М.: Зерцало, 2004.- 398с.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|