Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда (Италия, Франция, Швеция, Норвегия).

Целый ряд конвенций, подписанных Украиной с другими странами, предоставляя иммунитеты консуль¬ским должностным лицам, распространяют их и на членов семей, проживающих вместе с ними и не яв¬ляющихся гражданами государства пребывания. Хотя другие конвенции консульские иммунитеты на членов семей не распространяют.

Рассматривая статус неприкосновенности консуль¬ских должностных лиц, следует отметить, что в Вен¬ской конвенции 1963, г. ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения. Некоторые страны пошли по этому же пути (Австрия, Литва, Беларусь и др.). Это говорит о том, что согласно соответствующим документам резиденции глав консульств и жилища консульских должностных лиц этих стран не наделе¬ны иммунитетом неприкосновенности.

Но большинство конвенций, так или иначе, регу¬лируют этот вопрос. Например, статусом неприкосно¬венности наделяются жилые помещения только главы консульства (Швеции — ст. 13, п. 2; Норвегии — ст. 10, п. 2) или резиденция главы консульского уч¬реждения (США — ст. 17, п. 1; Франции — ст. 21, п. 1; Италии — ст. 24, п. 2). Что касается распространения иммунитета неприкосновенности на жилые помеще¬ния всех консульских должностных лиц, то это от¬ражено в консульских конвенциях России с Польшей (ст. 15, п. 2), Великобританией (ст. 14, п. 2), Японией (ст. 15), и другими странами. Своеобразно трактуется статус неприкосновенно¬сти жилых помещений консульских должностных лиц Финляндии и ФРГ. Так, в Конвенции России с Фин¬ляндией сказано: "... в жилых помещениях консульс¬ких должностных лиц власти страны пребывания не могут предпринимать каких-либо принудительных мер без согласия консула" (ст. 14, п. 4). В связи с этим возникает вопрос: а входить можно? Если да, то, при каких обстоятельствах? На этот счет никаких запре¬тов и разъяснений в документе нет.

Еще более интересная формулировка дана в Кон¬венции России с ФРГ: "... в жилых личных помещениях консула власти государства пребывания не будут осу¬ществлять никаких мер принудительного характера". Такая формулировка больше похожа на джентльменс¬кое соглашение и не несет в себе никаких запретов. Подобное соглашение не создает прямых юридических обязательств для сторон и связывает их лишь морально.

Помимо этих проблем конвенции регулируют воп¬росы приобретения жилых помещений для консульс¬ких должностных лиц. По данному поводу в них гово¬рится, что представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или всту¬пать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консуль¬ского должностного лица, которое не является граж¬данином государства пребывания или не имеет по¬стоянного местожительства в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помеще¬ния или земельный участок.

Более того, в конвенциях сказано, что эти ста¬тьи и положения не следует толковать как освобож¬дающие аккредитующее государство от ответственности за несоблюдение законов и правил страны пре¬бывания.

Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и Лит¬вой ото всех государственных, районных или муни¬ципальных налогов, сборов и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция Рос¬сии с Польшей говорит об освобождении от всех ви¬дов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским должно¬стным лицам разных стран.

Консульские конвенции, говоря об иммуните¬те от юрисдикции страны пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником кон¬сульского учреждения договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве представи¬теля аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работ¬ника консульского учреждения в государстве пребы¬вания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве на¬следника или отказополучателя, исполнителя заве¬щания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должност¬ным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лиша¬ется права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском);

5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или предварительному заключе¬нию, если:

• совершило тяжкое уголовное преступление;

• по этому случаю есть постановление компетен¬тных судебных органов (см. ст. 41 Конвенции 1963 г.).

Как видим, имеется достаточно широкая возмож¬ность предъявления гражданских и иных исков к кон¬сульским должностным лицам.

Консульское право говорит, что представляемое государство может отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношений гражданс¬кого или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являю¬щихся результатом судебного решения. В отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963 г.).

Практически во всех договорах сказано, что го¬сударство пребывания относится к консульским дол¬жностным лицам с уважением и принимает все над¬лежащие меры для предупреждения каких-либо по¬сягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в рав¬ной мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Кон¬венции 1963 г.).

Следует отметить, что в большинстве конвен¬ций сразу же оговорено, что это положение не от¬носится к консульским должностным лицам, являющимся гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца, которому на закон¬ном основании разрешено постоянное местожитель¬ство, а также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлеж¬ность к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц. Консульские конвен¬ции регулируют свободу передвижения консульских должностных лиц и, надо отметить, не всегда одно¬значно. Ряд договоров разрешает свободу передвиже¬ний и поездок по всей территории страны пребыва¬ния, за исключением зон, въезд в которые запреща¬ется или регулируется по соображениям государствен¬ной безопасности. Некоторые соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и поездок только по территории кон¬сульского округа, за исключением зон, въезд в кото¬рые запрещается или регулируется по соображени¬ям государственной безопасности. И есть договоры, в ко¬торых не отражена проблема свободы передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует ориентиро¬ваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в кото¬рой сказано: "Поскольку это не противоречит зако¬нам и правилам о зонах, въезд в которые запреща¬ется или регулируется по соображениям государствен¬ной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учрежде¬ния свободу передвижений и путешествий по его территории".

На практике представители властей страны пре¬бывания могут столкнуться и с таким вопросом: мо¬жет ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г. Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, кото¬рому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполне¬нию этим лицом своих функций.

Эта статья предоставляет право консулу, в слу¬чае согласия, давать свидетельские показания в лю¬бом месте и в любой форме: в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

При этом консульские должностные лица не обя¬заны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную коррес¬понденцию и документы. Они также не обязаны да¬вать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства (п. 3 ст. 44).

Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консула давать свидетельские по¬казания, за исключением определенных случаев, а с другой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний, вроде бы создавая про¬тиворечие. Но нам представляется, что это "противоречие" выражает уважение суверенитета аккре¬дитующего государства и страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских от¬ношениях.

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские должностные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»