Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Космос: международные ресурсы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


естественных небесных тел внеземного происхождения. Впервые этот тер-мин был упомянут в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 года. Использование термина "космиче-ская деятельность" позволяет считать, что государства отно-сят сюда как деятельность в космическом пространстве, так и деятельность на земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве.

Итак, на какую же конкретно деятельность распростра-няются нормы и принципы МКП. В настоящее время толкова-ние понятия космической деятельности зависит от того или иного государства. Но принято считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных че-ловеком предметов на околоземных орбитах, в межпланетном пространстве, на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда сюда относят также суборбитальные запуски (т.е. вер-тикальный запуск предметов на большие высоты с их после-дующим возвращением на землю без выхода на околоземную орбиту). Бесспорно сюда же относятся действия людей (кос-монавтов) и работа автоматических (автономных и управляе-мых с Земли по радио) аппаратов и приборов на борту косми-ческих объектов (в т. ч. выход людей и вынос приборов в от-крытый космос или на поверхность небесных тел).

Таким образом, если подвести итог, то становится ясно, что понятие космической деятельности связывается с: 1) дея-тельностью в космической среде, включая операции, осущест-вляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, 2) его управлением, 3) возвращением на Землю.

Но сегодня еще далеко не все вопросы, связанные с оп-ределением космической деятельности, отрегулированы. К примеру, не установлено, можно ли считать космической дея-тельностью операции на Земле, если они не завершились ус-пешным помещением объекта в космическом пространстве. По видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в каждом кон-кретном случае из соответствующих положений международ-ных договоров, применимых к данному правоотношению.

Термин "космическое пространство" употребляется в од-ном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Но в МКП определение этого понятия отсутствует. Вопрос об определе-нии космического пространства продолжает оставаться в по-вестке Комитета ООН по космосу. Но этот вопрос должен об-суждаться в неразрывной связи с деятельностью по его ис-пользованию, что свидетельствует о том, что понятие косми-ческого пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.

Глава 3. Международное сотрудничество в

Международном Космическом Праве.

§1. Формы сотрудничества.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического приме-нения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный между-народным правом полностью применим к межгосударствен-ным отношениям, связанным с исследованием и использова-нием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного со-трудничества в космосе государства заявили в преамбуле До-говора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество госу-дарств в исследовании и использовании космического про-странства к числу основных принципов МКП.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих прин-ципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализи-рует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятель-ности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную по-мощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей дея-тельности в космическом пространстве и т. д.

Таким образом, основным содержанием принципа со-трудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обя-занность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.

В РАМКАХ ООН. Ведущая роль в развитии сотрудниче-ства государств в исследовании и использовании космическо-го пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в об-ласти правового регламентирования космической деятельно-сти, и ее по праву считают центром международного сотруд-ничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельно-сти, 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Кон-венция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относят-ся: 1) формулирование задач по изучению и разработке пра-вовых проблем освоения космического пространства, 2) одоб-рение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредст-венная разработка проектов отдельных статей этих соглаше-ний на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолют-ного большинства государств.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и право-выми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в об-ласти международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотвор-ческую деятельность комитет проводит через свой Юридиче-ский подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке про-ектов многосторонних соглашений, регулирующих деятель-ность по исследованию и использованию космического про-странства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Коми-тет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широ-ким кругом полномочий в области координации сотрудничест-ва в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распро-странение информации о космической деятельности госу-дарств,2) ведение реестра, содержащего сведения о запус-каемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, пред-ставляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космо-навтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непред-намеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя ко-миссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответст-венности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Меж-дународный Союз Электросвязи), который разрабатывает рег-ламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для кос-мической связи, исследует экономические аспекты космиче-ской связи, осуществляет обмен информацией об использова-нии спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основ-ная задача в области космоса состоит в исследовании про-блем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству госу-дарств в области космической медицины; 4) иные организа-ции.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического про-странства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗА-ЦИЙ. Какой-либо универсальной межправительственной меж-дународной организации, занимающейся проблемами космо-са, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучше-ние морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной органи-зации морской спутниковой связи, где определены принципи-альные положения создания организации и Эксплуатационно-го соглашения, где регламентируются технические и финансо-вые вопросы, и которое подписывается либо от имени прави-тельства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обя-занностей по Конвенции являются только государства. Экс-плуатационное соглашение предусматривает, что его субъек-тами могут быть либо государства, либо назначенные прави-тельствами государств компетентные национальные органи-зации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ яв-ляется осуществление на коммерческой основе проектирова-ния, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутни-ков, "используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации". Сейчас чле-нами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»