Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Космос: международные ресурсы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


которых являются то, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМ-САТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение про-водить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических органи-заций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созда-нии ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Дея-тельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонав-тики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого госу-дарства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Кос-мические программы агентства подразделяются на обяза-тельные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают уча-стие только заинтересованные стороны.

Из других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная цель АРАБ-САТ заключается в создании и обслуживании системы даль-ней связи для всех членов Лиги.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕН-НЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительст-венные организации не представляют собой форму сотрудни-чества государств, поскольку их создателями и членами яв-ляются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных про-блем и укреплению международного сотрудничества.

Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) соз-дан в октябре 1958 года для продолжения осуществления ме-роприятий по сотрудничеству в освоении космоса после за-вершения Международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных исследований космического пространства и организация обмена информа-цией по результатам исследований на основе взаимности". Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического про-странства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) ор-ганизационно сформировалась в 1952 году. В основе дея-тельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с измене-ниями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных це-лях, содействовать распространению информации о космиче-ских исследованиях, а также на ряд социально-правовых во-просов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории чле-нов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран), 2) университеты, лаборатории, деятель-ность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные ор-ганизации, цели которых соответствуют задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Он создан вместо ранее существовавшего Постоянного пра-вового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение пра-вовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по право-вым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается так-же вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществля-ет представительство МАФ в Юридическом подкомитете Ко-митета ООН по космосу.

§2. Ответственность государств.

Одним из способов обеспечения порядка в международ-ных отношениях с древнейших времен и до наших дней явля-ется использование института ответственности. В междуна-родных отношениях не существует какого-либо централизо-ванного надгосударственного аппарата принуждения. Гаран-тией соблюдения международного правопорядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, важнейшим из которых является принцип pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. А вот своеобразной гарантией соблю-дения этого принципа как раз и является вышеупомянутый принцип - ответственность за причинение вреда или за отказ возместить его.

И, следовательно, международная ответственность яв-ляется особым институтом международных отношений, вклю-чающим обязанность ликвидировать причиненный вред, если только вина не лежит на потерпевшей стороне, а также е пра-во на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет интересов стороны - причинителя вреда, включая применение к ней в соответствующих случаях санкций. Понятие ответст-венности в МКП включает: 1) международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права и 2) материальную ответственность за ущерб, причи-ненный в результате осуществления космической деятельно-сти.

В МКП выработка норм об ответственности началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы ча-стно-правовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся кос-мическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кам-паний.

Законодательно ответственность государств за космиче-скую деятельность установлена в Договоре 1967 года по кос-мосу, где сказано, что "государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятель-ность в космическом пространстве, включая Луну и другие не-бесные тела, независимо от того, осуществляется ли она пра-вительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международ-ной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

Согласно Договора по космосу международную ответст-венность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в косми-ческом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок кото-рого производится запуск. Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

Виды ущерба. Это может быть: падение любых космиче-ских объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению иму-щества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам, как на сухопутной территории, так и в от-крытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траекто-рия полета ракеты-носителя проходит через воздушное про-странстве, в котором находятся воздушные суда. Ущерб мо-жет быть причинен и в космическом пространстве - космиче-ский объект одного государства может причинить ущерб нахо-дящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут созданы научные станции, дозаправоч-ные станции и стартовые площадки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех косми-ческой радиосвязи, телевидению через космические ретранс-ляторы.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного наруше-ния юридических норм речь может идти только о материаль-ном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет о уже политической ответственности одного госу-дарства перед другим или перед всем международным сооб-ществом. В таких случаях ответственность может быть одно-временно и политической, и материальной.

В 1971 году был принят текст проекта Конвенции о меж-дународной ответственности за ущерб, причиненный космиче-скими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, унич-тожение или повреждение имущества государства, его физи-ческих и юридических лиц или международных межправитель-ственных организаций.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете. При ущербе, причи-ненном одним космическим объектом другому, ответствен-ность государства наступает лишь при наличии вины. Преду-сматривается освобождение от ответственности в случае гру-бой небрежности или умысла потерпевшего.

Устанавливается годичный срок претензионной давно-сти. Сумма компенсации исчисляется с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы , если бы ущерб не был причинен.

Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: 1) государства-истца, 2) запус-кающего государства, 3) избираемого ими председателя. Ре-шение комиссии является обязательным, если об

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»