Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Курс лекций по международному праву

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:

* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);

* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);

* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания не¬которых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными прин¬ципы мира и сотрудничества);

* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодей¬ствующих элементов;

* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);

* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип не¬применения силы).

Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимо¬действия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление право¬вых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: из¬бавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соот¬ветствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих инте¬ресах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно при¬нимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Осо¬бого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифициро¬вано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государ¬ством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного госу¬дарства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по со¬глашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, пред¬усмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории ино¬странного государства после прекращения действия соглашения о их пребыва¬нии; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоря¬жение другого государства территория использовалась последним для соверше¬ния актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого госу¬дарства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением прин¬ципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в от¬ношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствую¬щие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения лю¬бого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”).

На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.

Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои между¬народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли¬вость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются при¬менение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом со¬стояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.

Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегули¬рованию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.

Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного прин¬ципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономиче¬ских, социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступ¬ления геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.

Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:

* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедли¬вости и всеобщего мира;

* каждое государство обязано содействовать путем совместных и само¬стоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;

* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пре¬делах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по ка¬кому-либо признаку;

* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходи¬мые для обеспечения международно признанных прав человека;

* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нару¬шены, эффективные средства правовой защиты;

* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и по¬ступать в соответствии с ними.

Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое го¬сударство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, ис¬полнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмеша¬тельства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного ра¬венства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международ¬ного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверени¬тету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу¬дарств;

* Территориальная целостность и политическая независимость госу¬дарства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели¬кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»