Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Курс лекций по международному праву

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу¬дарства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша¬тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международ¬ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару¬шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, ко¬торое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, на¬ходящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен¬ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже¬ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете¬ние территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформу¬лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас¬сматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри¬ториальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии гра¬ницы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязан¬ность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим го¬сударством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональ¬ный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключи¬тельном акте СБСЕ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого го¬сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине¬ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто¬летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, на¬правленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли¬чий их политических, экономических и социальных систем в следующих направ¬лениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, куль¬турной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверен¬ного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред¬усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не¬возможно обязать государства сотрудничать.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо¬собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв¬ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима¬нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу¬дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ¬ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде¬ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо¬лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы¬полнения обязательств по международному праву”.

Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают остальные ее струкутрообразующие элементы. Система МПП делится на от¬расли - крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламенти¬рующих более или менее обособленные международные отношения, отли¬чающиеся качественным своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руко¬водствуется общими принципами МПП, имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве действует принцип запрещения национального присвоения космического пространства и т.п. Деление на отрасли МПП до сих пор является предметом научных споров и поэтому выглядит весьма приблизи¬тельным: право международных договоров, регулирующее порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров; право международных организаций, регулирующее учреждение и деятельность межгосударственных организаций. Помимо этих отраслей существуют право международной безопас¬ности; международное гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; международное морское право; международное воздушное право; между¬народное космическое право; международное уголовное право; международное экономическое право; международное атомное право; международное экологи¬ческое право; международное право в период вооруженных конфликтов.

Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные от¬ношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или несколь¬ких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли международного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет регулирова¬ния остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, но меняются условия предмета регулирования.

Международно-правовой институт - группа международных норм, регла¬ментирующих более или менее однородные отношения. При этом, однако, отно¬шения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются ка¬чественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, “не до¬тягивают” до статуса отраслевых. В качестве примера можно привести институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некото¬рые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Между¬народно-правовые нормы делятся:

* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;

* по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющие всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональ¬ные (обладающие региональной спецификой и служащих источником для выра¬ботки глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусто¬ронние отношения);

* по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и диспо¬зитивные (допускающие отступления от них по соглашению во взаимоотноше¬ниях сторон);

* по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретные пра¬вила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);

* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - на обыч¬ные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы решений международных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»