Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Международно-правовой режим мирового океана

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и террито¬риальном море арктического региона России регламентируется Федераль¬ным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и при¬лежащей зоне» 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе.

1.2. Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне российской Арктики

Правила плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. регу¬лируют судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы мор¬ским пространствам в тот или иной навигационный период они не прохо¬дили - внутренним морским водам, территориальному морю или исключи¬тельной экономической зоне.

Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Россий¬ской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безо¬пасности мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение моря или северного побережья СССР может на¬нести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нару¬шить его, а также причинить ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера».

Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключитель¬ной экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Феде¬рального закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской сре¬ды с судов, более строгие, чем международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономиче¬ской зоны Российской Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федера¬ция, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной эко¬номической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном со¬ответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя грани¬ца исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри¬ториального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осу¬ществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других не¬живых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разре¬шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен¬ных островов, установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусствен¬ных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус¬ственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис¬дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммигра¬ционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безо¬пасности.

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответст¬вии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанав¬ливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографи¬ческим и экологическим условиям указанных районов и специфике пере¬возок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвраще¬ния загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и междуна¬родных договоров Российской Федерации могут быть приняты федераль¬ные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, со¬кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в слу¬чае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, проис¬шедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликви¬дации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответ¬ствии с нормами международного права вправе принять необходимые ме¬ры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от за¬грязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое зна¬чение для правового регулирования предотвращения, сокращения и со¬хранения под контролем загрязнения морской среды арктической исклю¬чительной экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими слу¬жебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются дос¬таточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана ос¬танавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с после¬дующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Фе¬дерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать рос¬сийские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на дру¬гие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономиче¬ской зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вы¬несения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспе¬чения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и достав¬лять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и за¬держания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации опре¬деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального за¬кона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должно¬стных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания на¬рушителей.

Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в террито¬риальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исклю¬чительной экономической зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры Российской Федерации.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и ИМО

Конвенция ООН 1982 г. может быть названа «конвенция-зонтик», т.к. большое количество ее положений может быть реализовано только через специальные механизмы - оперативное регулирование или международ¬ные соглашения.

Различные положения Конвенции ООН обязывают государства учи¬тывать международные нормы и стандарты, принимаемые через «компетентную международную организацию» (ИМО).

Такие положения можно найти в следующих статьях Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(2), которая содержит указания на законы и правила, вво¬дящие «общепринятые международные нормы и стандарты» относительно проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов, осуществляющих мирный проход через территори¬альное море;

- статья 211(6)(с), указывающая на «общепринятые международные нормы и стандарты»;

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»