Международное публичное право /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВА
Кафедра конституционного права
Право на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты
Дипломная работа
студента 5 курса
Института Российского и Международного Права
Воронина Александра
Николаевича
Научный руководитель:
К. ю. н., доцент
Литовченко
Олег Иванович
Рецензент –
Дата защиты __________
Оценка __________
Саратов
2000
План работы.
Стр.
Введение 3
Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в Российской Федерации 7
§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций. 7
§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и ассоциаций. 23
§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций 26
Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и прецедентное право Европейского Суда по правам человека 33
§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний и ассоциаций. 34
§2. Механизм международного контроля 41
§3. Прецедентное право Европейского Суда по правам человека. 47
Заключение 62
Список использованной литературы 65
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация —демократическое правовое государство... а человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства . Пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Конституция в условиях «меняющегося сегодня» требует внесения ряда поправок. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.
Россия вступила в Совет Европы. Приведение норм Конституции в соответствие с нормами важнейших международных документов и нормами Европейского суда имеет в данный момент важнейшее значение. Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходст¬во многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих международных конвенциях.
Россия сегодня стремится построить государство. Права и свободы человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации «… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии» .
Этими положениями была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманистических и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 3.
Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, политические права и свободы человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты права на свободу собраний и ассоциаций между СЕ и Россией является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка.
В отечественной науке конституционного и международного права сделано немало для разработки содержания права на свободу собраний и ассоциаций. В процессе выполнения работы были использованы издания следующих авторов:
Браво Л.Ф.; Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.; Беляева С.А.; Глотова С. А.; ДайсиА.В.; Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.; Дмитриева Ю.А.; Кашкина С.Ю.; Колосова Н. Ю.; Топорнина Б.Н.; Энтина М. Л.
Освещение и анализ норм, содержащихся в Конституционном праве РФ и праве Совета Европы, по поводу права человека на свободу собраний и ассоциаций, а также структуры и компетенции международных органов, занимающихся контролем за его соблюдением, являются главной целью дипломной работы.
В этой связи не трудно сформулировать задачи:
- проанализировать право на свободу собраний и ассоциаций и его закрепление в конституционном праве РФ;
- проанализировать предписания Конвенции и практику Европейского Суда по правам человека в области права на свободу собраний и ассоциаций;
- сделать основные выводы по поводу взаимодействия России и Совета Европы в данной области.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ И АССОЦИАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека закрепляются в полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике.
§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций.
Прежде, чем рассматривать право на свободу собраний и ассоциаций, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин» и права человека в общем .
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны – «как индивида с физиологическими свойствами, как представителя животного мира».
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.
«Гражданин» – характеризует человека с юридической стороны: он находится в устойчивой правовой связи с государством.
Права человека – универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека, возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
«Права человека – это отражаемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека».
Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено), т.е. признанная государством возможность лица совершать определенные действия в своих интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|