╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╠хцфєэрЁюфэюх яєсышўэюх яЁртю /

╤═├: яючшЎш  ╙чсхъшёЄрэр

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


СНГ: позиция Узбекист н

Приобретение Узбекист ном госуд рственной нез висимо-сти и переход к рыночной экономики

обусловили необходи-мость р звития внешне экономической деятельности респуб-лики и

интегр ции её в мировое хозяйство.

Одним из н пр влений этого процесс является р звитие прямых и многосторонних отношений со

стр н ми обр зую-щими Содружество Нез висимых Госуд рств (СНГ). Это Со-дружество было

созд но 21 дек бря 1991 год . В Алм -Ате одинн дц ть руководителей нез висимых госуд рств

подпис ли декл р цию о вз имодействии уч стников Содружеств . СНГ предст вляют следующие

госуд рств : Азерб йдж нск я Рес-публик , Республик Армения, Республики Бел русь,

Респуб-лики К з хст н, Республики Кыргызст н, Республики Молдов , Российской Федер ции,

Республики Т джикист н, Туркмени-ст н, Республики Узбекист н и Укр ины.

Узбекист н поддерж л идею Содружеств , вошёл в сост в его учредителей.

22 дек бря 1993 год в Минске, подпис н Уст в СНГ, в ко-тором определены принципы и цели

Содружеств , где подчёр-кив ется, что эт орг низ ция проводит свою деятельность н

основ нии общепризн нных принципов междун родного пр в . Цели Содружеств , определённые

Уст вом предусм трив ют сотрудничество в экономической, политической, экологической,

гум нит рной, культурной и иных обл стях; созд ние общего экономического простр нств ;

обеспечение пр в и основных свобод человек в соответствии с общепринятыми принцип ми

междун родного пр в и документ ми СБСЕ; Сотрудничество между госуд рств ми - член ми в

обеспечении междун родного мир и безоп сности и осуществлении р зоружения; содействие

гр жд н госуд рств в свободном общении, конт кт х и пере-движении в сотрудничестве; вз имн я

пр вов я помощь и со-трудничество в других сфер х пр вовых отношений; мирное р зрешение

споров и конфликтов между госуд рств ми Содру-жеств (ст. 2 "Уст в СНГ").

Для поним ния пр вовой природы СНГ в жное зн чение имеет положение Уст в о том, что

Содружество не является го-суд рством и не обл д ет н дн цион льными полномочиями. Н личие у

Содружеств общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при ув жении суверенитет

госуд рств- чле-нов позволяет говорить о нём, к к о междун родной, госуд рст-венной

орг низ ции.

Для госуд рств Содружеств многосторонние и двухсторонние договорные отношения н основе

р внопр вного п ртнерств являются естественным процессом. В основе этого процесс "леж т не

только территори льн я близость и экономическ я сопря-жённость стр н Содружеств , но и

глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб н родов н

протяжении большого исторического период ".

В книге Исл м К римов "Узбекист н н пороге ХХ1 век " подчёркив ется, что необходимо при

этом отмеч ть подлинную интегр цию от "искусственно" н с жд емой политической интегр ции

"вопрос з ключ ется не в том, чтобы выбир ть между нез висимостью и интегр цией, в том,

чтобы г рмонизиров ть эти дв н пр вления".

Очень спорным выглядит идея т к н зыв емой "углублённой интегр ции стр н СНГ". СНГ

превр щ ется в ряд субрегион льных полити-ческих льянсов и экономических межгосуд рственных

блоков. Формиров ние ориентиров нных н Россию группировок Союз Белоруссии и РФ, Сообществ

Белоруссии, К з хст н , Киргизии и России, т кже, Восточноевропейской (Укр ин , Молд вия)

оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Укр ин , Азерб йдж н, Молд вия) без уч стия Росси -

это в большей мере вынужденные действия вл -сти, чем з кономерные следствия продум нной

политики новых госуд рств. Для Узбекист н однозн чно неприемлемы т кие Союзы и Сообществ ,

т к к к они огр ничив ют свободное сотрудничество со всеми з интересов нными госуд рств ми

доброй воли.

При подобных интегр ционных процесс х возник ет оз боченность возвр щения к ст рой империи,

то есть потери госуд рств ми суверенитет и нез висимости. Это, прежде всего, относится к

обр зов нию н дгосуд рственнх структур, которые н деляются пр вом "приним ть решения прямого

действия, то есть обяз тельные к исполнению всеми орг н ми и орг низ циями, через голову

соответствующих легитимных орг нов к ждой отдельной стр ны-уч стницы Договор ". "Сколько

требует себе полномочий соответствующ я н дгосуд рственн я структур Сообщество, ровно

столько же полномочий и пр в теряет к ждое отдельное сегодня, суверенное госуд рство. Это

истин , отриц ть которую невозможно".

Узбекист н придержив ется утверждённого уст в СНГ, в р мк х которого возможно углублять

экономическую и фин нсовую интегр цию, цивилизов нно реш ть вопросы пл тежей, снятия

б рьеров н пути экономической и гум нит рной интегр ции. И для этого вовсе не обяз тельно

подписыв ть договоры и входить в р зличные Союзы, которые носят, прежде всего,

геополитический х р ктер.

Н вряд ли подобные договоры, политические льянсы помогут решить внутренние кризисные

ситу ции в стр н х Содружеств . "Ведь сегодня ст ло совершенно очевидно, что основн я

причин кризисной ситу ции в экономике госуд рств н постсоветском простр нстве - это,

прежде всего, ломк изжившей себя идеологии тот лит рной, ком ндно- дминистр тивной,

центр льно-р спределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной

экономике, которыми живёт сегодня весь мир".

Ч сто причин нер бот ющих предприятий во многих стр н х Союз не в р зорв нных связях, в

неумении приспос блив ться к новым условиям хозяйствов ния. Т кие предприятия не могут н йти

сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и р звития производств .

Отсюд видно, что н до быстрей реформиров ть экономику, совершенствов ть мех низмы

р счётов, элемент рно н вести у себя необходимый цивилизов нный порядок.

При интегр ционных процесс х нужно учитыв ть мировой опыт (пример Европейского Союз ,

АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситу цию, котор я имеет место н

постсоветском простр нстве.

К к пок зыв ет опыт Европейского Союз подлинн я интегр ция достиг ется десятилетиями - это

результ т большого пути, пройденного госуд рств ми-уч стник ми.

Интегр ция подобн я Европейскому Союзу возможн между стр н ми имеющие ст бильные,

основ тельные демокр тические общественные госуд рственные структуры, сформиров вшие прочные

рыночные и пр вовые з конод тельные нормы, мех низмы и инфр структуру по их ре лиз ции.

Стр ны, входящие в Европейский Союз, р спол г ют примерно р вным, дост точно высоким

экономическим потенци лом. Нет госуд рств, которые бы имели явно выр женные преимуществ по

своему р звитию.

Р ссм трив я вопрос об односторонних и многосторонних связей в р мк х СНГ и, прежде всего

Узбекист н со стр н ми Содружеств необходимо учитыв ть следующие ф кторы.

1. Стр ны Содружеств вст ли н путь рыночных преобр зов ний, в ходе которых

происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной

инфр структуры, т кже новые мех низмы го-суд рственного регулиров ния в экономике. Вместе

с тем в стр н х СНГ эти процессы идут с р зличной степенью интен-сивности и н ходятся н

р зных эт п х своего осуществления. Н пример, одним из основных н пр влений изменения форм

собственности, является р згосуд рствление и прив тиз ция. В структуре прив тизиров нных

предприятий н ибольший удель-ный вес приходится н предприятия торговли, общественного

пит ния и бытового обслужив нию н селения. Доля этих пред-приятий в общем, числе

прив тизиров нных сост вляет в Бело-руссии, К з хст не и Молд вии - 48 - 50 %, Кыргызст не и

Рос-сии - 57 - 59 %, н Укр ине - 66, в Грузии - 79, Узбекист не - 85 %.

Сложность переходного период , р зличные условия эко-номического р звития, обеспеченность

ресурс ми, темпы ре-форм, пл тёжный и торговый дисб л нс не могут, не отр зится н дин мике

интегр ционных и экономических процессов.

2. Обр зов ние подобной междун родной орг низ ции, тип СНГ, не имеет, пож луй,

исторического прецедент , т к к к в него во-шли госуд рств р ннее сост вляющие ч сти

(республики) еди-ного госуд рств , госуд рств , которое строило свою политику н основе

единого н родно-хозяйственного комплекс с учётом не только экономической целесообр зности,

но и политических интересов. Этим определяется определённый дисб л нс в обще-ственном

р зделении труд . Тяжёлую промышленность р зви-в ли в Приб лтике и в Белоруссии, сырьё для

неё дост вляли из Сибири, К з хст н и Средней Азии, что не было выгодно не первым регион м

ни последним. После р сп д СССР и провоз-гл шения республик ми нез висимости некоторые

стр ны ок -з лись монополист ми в добыче и производстве в жных видов сырья и продукции.

Т к, н долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»