╠хцфєэрЁюфэюх яєсышўэюх яЁртю /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
СНГ: позиция Узбекист н
Приобретение Узбекист ном госуд рственной нез висимо-сти и переход к рыночной экономики
обусловили необходи-мость р звития внешне экономической деятельности респуб-лики и
интегр ции её в мировое хозяйство.
Одним из н пр влений этого процесс является р звитие прямых и многосторонних отношений со
стр н ми обр зую-щими Содружество Нез висимых Госуд рств (СНГ). Это Со-дружество было
созд но 21 дек бря 1991 год . В Алм -Ате одинн дц ть руководителей нез висимых госуд рств
подпис ли декл р цию о вз имодействии уч стников Содружеств . СНГ предст вляют следующие
госуд рств : Азерб йдж нск я Рес-публик , Республик Армения, Республики Бел русь,
Респуб-лики К з хст н, Республики Кыргызст н, Республики Молдов , Российской Федер ции,
Республики Т джикист н, Туркмени-ст н, Республики Узбекист н и Укр ины.
Узбекист н поддерж л идею Содружеств , вошёл в сост в его учредителей.
22 дек бря 1993 год в Минске, подпис н Уст в СНГ, в ко-тором определены принципы и цели
Содружеств , где подчёр-кив ется, что эт орг низ ция проводит свою деятельность н
основ нии общепризн нных принципов междун родного пр в . Цели Содружеств , определённые
Уст вом предусм трив ют сотрудничество в экономической, политической, экологической,
гум нит рной, культурной и иных обл стях; созд ние общего экономического простр нств ;
обеспечение пр в и основных свобод человек в соответствии с общепринятыми принцип ми
междун родного пр в и документ ми СБСЕ; Сотрудничество между госуд рств ми - член ми в
обеспечении междун родного мир и безоп сности и осуществлении р зоружения; содействие
гр жд н госуд рств в свободном общении, конт кт х и пере-движении в сотрудничестве; вз имн я
пр вов я помощь и со-трудничество в других сфер х пр вовых отношений; мирное р зрешение
споров и конфликтов между госуд рств ми Содру-жеств (ст. 2 "Уст в СНГ").
Для поним ния пр вовой природы СНГ в жное зн чение имеет положение Уст в о том, что
Содружество не является го-суд рством и не обл д ет н дн цион льными полномочиями. Н личие у
Содружеств общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при ув жении суверенитет
госуд рств- чле-нов позволяет говорить о нём, к к о междун родной, госуд рст-венной
орг низ ции.
Для госуд рств Содружеств многосторонние и двухсторонние договорные отношения н основе
р внопр вного п ртнерств являются естественным процессом. В основе этого процесс "леж т не
только территори льн я близость и экономическ я сопря-жённость стр н Содружеств , но и
глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб н родов н
протяжении большого исторического период ".
В книге Исл м К римов "Узбекист н н пороге ХХ1 век " подчёркив ется, что необходимо при
этом отмеч ть подлинную интегр цию от "искусственно" н с жд емой политической интегр ции
"вопрос з ключ ется не в том, чтобы выбир ть между нез висимостью и интегр цией, в том,
чтобы г рмонизиров ть эти дв н пр вления".
Очень спорным выглядит идея т к н зыв емой "углублённой интегр ции стр н СНГ". СНГ
превр щ ется в ряд субрегион льных полити-ческих льянсов и экономических межгосуд рственных
блоков. Формиров ние ориентиров нных н Россию группировок Союз Белоруссии и РФ, Сообществ
Белоруссии, К з хст н , Киргизии и России, т кже, Восточноевропейской (Укр ин , Молд вия)
оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Укр ин , Азерб йдж н, Молд вия) без уч стия Росси -
это в большей мере вынужденные действия вл -сти, чем з кономерные следствия продум нной
политики новых госуд рств. Для Узбекист н однозн чно неприемлемы т кие Союзы и Сообществ ,
т к к к они огр ничив ют свободное сотрудничество со всеми з интересов нными госуд рств ми
доброй воли.
При подобных интегр ционных процесс х возник ет оз боченность возвр щения к ст рой империи,
то есть потери госуд рств ми суверенитет и нез висимости. Это, прежде всего, относится к
обр зов нию н дгосуд рственнх структур, которые н деляются пр вом "приним ть решения прямого
действия, то есть обяз тельные к исполнению всеми орг н ми и орг низ циями, через голову
соответствующих легитимных орг нов к ждой отдельной стр ны-уч стницы Договор ". "Сколько
требует себе полномочий соответствующ я н дгосуд рственн я структур Сообщество, ровно
столько же полномочий и пр в теряет к ждое отдельное сегодня, суверенное госуд рство. Это
истин , отриц ть которую невозможно".
Узбекист н придержив ется утверждённого уст в СНГ, в р мк х которого возможно углублять
экономическую и фин нсовую интегр цию, цивилизов нно реш ть вопросы пл тежей, снятия
б рьеров н пути экономической и гум нит рной интегр ции. И для этого вовсе не обяз тельно
подписыв ть договоры и входить в р зличные Союзы, которые носят, прежде всего,
геополитический х р ктер.
Н вряд ли подобные договоры, политические льянсы помогут решить внутренние кризисные
ситу ции в стр н х Содружеств . "Ведь сегодня ст ло совершенно очевидно, что основн я
причин кризисной ситу ции в экономике госуд рств н постсоветском простр нстве - это,
прежде всего, ломк изжившей себя идеологии тот лит рной, ком ндно- дминистр тивной,
центр льно-р спределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной
экономике, которыми живёт сегодня весь мир".
Ч сто причин нер бот ющих предприятий во многих стр н х Союз не в р зорв нных связях, в
неумении приспос блив ться к новым условиям хозяйствов ния. Т кие предприятия не могут н йти
сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и р звития производств .
Отсюд видно, что н до быстрей реформиров ть экономику, совершенствов ть мех низмы
р счётов, элемент рно н вести у себя необходимый цивилизов нный порядок.
При интегр ционных процесс х нужно учитыв ть мировой опыт (пример Европейского Союз ,
АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситу цию, котор я имеет место н
постсоветском простр нстве.
К к пок зыв ет опыт Европейского Союз подлинн я интегр ция достиг ется десятилетиями - это
результ т большого пути, пройденного госуд рств ми-уч стник ми.
Интегр ция подобн я Европейскому Союзу возможн между стр н ми имеющие ст бильные,
основ тельные демокр тические общественные госуд рственные структуры, сформиров вшие прочные
рыночные и пр вовые з конод тельные нормы, мех низмы и инфр структуру по их ре лиз ции.
Стр ны, входящие в Европейский Союз, р спол г ют примерно р вным, дост точно высоким
экономическим потенци лом. Нет госуд рств, которые бы имели явно выр женные преимуществ по
своему р звитию.
Р ссм трив я вопрос об односторонних и многосторонних связей в р мк х СНГ и, прежде всего
Узбекист н со стр н ми Содружеств необходимо учитыв ть следующие ф кторы.
1. Стр ны Содружеств вст ли н путь рыночных преобр зов ний, в ходе которых
происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной
инфр структуры, т кже новые мех низмы го-суд рственного регулиров ния в экономике. Вместе
с тем в стр н х СНГ эти процессы идут с р зличной степенью интен-сивности и н ходятся н
р зных эт п х своего осуществления. Н пример, одним из основных н пр влений изменения форм
собственности, является р згосуд рствление и прив тиз ция. В структуре прив тизиров нных
предприятий н ибольший удель-ный вес приходится н предприятия торговли, общественного
пит ния и бытового обслужив нию н селения. Доля этих пред-приятий в общем, числе
прив тизиров нных сост вляет в Бело-руссии, К з хст не и Молд вии - 48 - 50 %, Кыргызст не и
Рос-сии - 57 - 59 %, н Укр ине - 66, в Грузии - 79, Узбекист не - 85 %.
Сложность переходного период , р зличные условия эко-номического р звития, обеспеченность
ресурс ми, темпы ре-форм, пл тёжный и торговый дисб л нс не могут, не отр зится н дин мике
интегр ционных и экономических процессов.
2. Обр зов ние подобной междун родной орг низ ции, тип СНГ, не имеет, пож луй,
исторического прецедент , т к к к в него во-шли госуд рств р ннее сост вляющие ч сти
(республики) еди-ного госуд рств , госуд рств , которое строило свою политику н основе
единого н родно-хозяйственного комплекс с учётом не только экономической целесообр зности,
но и политических интересов. Этим определяется определённый дисб л нс в обще-ственном
р зделении труд . Тяжёлую промышленность р зви-в ли в Приб лтике и в Белоруссии, сырьё для
неё дост вляли из Сибири, К з хст н и Средней Азии, что не было выгодно не первым регион м
ни последним. После р сп д СССР и провоз-гл шения республик ми нез висимости некоторые
стр ны ок -з лись монополист ми в добыче и производстве в жных видов сырья и продукции.
Т к, н долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|