Международное публичное право /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
1. Понятие международного права
В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис¬тем — международное право и внутреннее право государств.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест¬вуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах име¬ются основные принципы, пронизывающие все их правовое про¬странство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, нако¬нец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструк¬ции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули¬рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни¬кам, субъектам права и другим характеристикам.
1) По предмету регулирования.
Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи¬ваются пределами государственной территории и рамками внутрен¬ней компетенции.
Международное право, напротив, регламентирует главным обра¬зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи¬заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи¬зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю¬щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ¬ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.
2) По способу создания правовых норм.
Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на¬правление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.
Нормы международного права, напротив, создаются «горизон¬тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ¬ников международного общения.
3) По источникам права (формам воплощения международных норм).
Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес¬ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
Международно-правовые нормы выражены в форме междуна¬родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа¬ций.
Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра¬вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ¬тому указанные соглашения не могут быть признаны международны¬ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен¬ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).
4) По субъектам права.
Субъектами внутригосударственного права являются: государст¬во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.
5) По способу обеспечения исполнения норм.
Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди¬тельной силой государства. В международных отношениях отсутст¬вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна¬родно-правовых норм производится самими субъектами междуна¬родного права (индивидуально или коллективно).
Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре¬делить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ¬ного права и регулирующих отношения между государствами, наро¬дами, борющимися за свою независимость, международными органи¬зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото¬рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
2. Предмет регулирования международного права
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между¬народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар¬ственные и немежгосударственные.
К межгосударственным относятся отношения:
1) между государствами;
2) между государствами и нациями, борющимися за независи¬мость.
Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна¬родных отношений — государствами. Собственно говоря, междуна¬родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре¬мени) исключительно как межгосударственное.
Что касается отношений между государствами и народами, борю¬щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ¬ства будут созданы.
Однако международное право регулирует и отношения немежго¬сударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы¬чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внут¬реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу¬дарств.
Международными немежгосударственными являются отноше¬ния:
1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;
2) между международными организациями;
3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;
4) между физическими и юридическими лицами.
Иногда предмет регулирования международно-правовых и внут¬ригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотно¬шений.
3 Функции международного права
Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв¬ляющиеся предметом международно-правового регулирования.
Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
Основное социальное назначение международного права заклю¬чается в организации международных отношений, отвечающей со¬временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст¬вия международного права является возникновение, упорядочива¬ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.
Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус¬танавливать определенный международный правопорядок, стре¬миться упрочить его, сделать более стабильным.
Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст¬вующим образом регулируя общественные отношения, международ¬но-правовые нормы наделяют участников международных отноше¬ний определенными правами и обязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох¬раны международных правоотношений. При нарушений междуна¬родных обязательств субъекты международных правоотношений
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|