Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное частное право /

Cубъекты международного частного права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


части ГК РФ предлагается новелла, формулиру¬ющая отношение Российской Федерации к категории взаимности. Рос¬сийский законодатель определил, что суд РФ должен применять иност¬ранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное положение дополнено традиционными «исключе¬ниями», позволяющими в законах РФ устанавливать нормы, регулирую¬щие применение иностранною права на условиях взаимности.

Важным положением, содержащимся в СТ. 1227 проекта ГК, является норма о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, зна¬ках обслуживания н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам тех государств, которые пре¬доставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не за¬креплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе фор¬мальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностран¬цам те же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и материальной взаимности (в области налогообло¬жения, авторского права).

Предоставляя иностранцам национальный режим, по существу безусловный, т.е., не связанный с наличием взаимности в соответст¬вующем иностранном государстве, - Российская Федерация может уста¬навливать определенные ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специ¬альные ограничения правоспособности российских граждан и юридичес¬ких лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут ли¬шить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Следовательно, Реторсии — это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом.

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахож¬дения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России), закрепляются в различного рода международных соглашени¬ях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, дого¬ворах об избежании двойного налогообложения и других.

Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые эконо¬мическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, россий¬ским гражданам в иностранном государстве предоставляется возмож¬ность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных госу¬дарствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в от¬дельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имуще¬ственных прав.

Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечива¬ют представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными кон¬венциями о дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношени¬ях 1963г., а также Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность в обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности в осуществлении ими полного объема прав, предостав¬ленных законодательством государства пребывания, возлагается на консула. В случае нарушения прав консул незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.

На практике встречаются случаи ущемления иностранными государ¬ствами прав российских граждан, большинство из которых носит поли¬тический характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением ад¬министративных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена численность британских служа¬щих в дипломатических учреждениях Москвы. Это было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из Великобритании одиннадцати советских сотрудников.

В следующем пункте своей работы, я опишу правовое положение юридических лиц, которые играют не маловажную роль в раскрытии субъектов МЧП.

2.5. Правовое положение юридических лиц.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли¬ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре¬деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на¬логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от¬ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран¬ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме¬няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на¬циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су¬ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз¬ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ¬ность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре¬деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):

• критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

• критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность го¬сударства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица;

• критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле¬кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

• критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определе¬ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра¬вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»