Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное частное право /

Cубъекты международного частного права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и ор¬ганизации, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридичес¬кого лица. Предусмотрен срок, на который может открываться предста¬вительство: этот срок не превышает трёх лет.

В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положе¬ние о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации пред¬ставительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на от¬крытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.

3. Государство как субъект международного частного права.

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче¬ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за¬ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами между¬народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре¬шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме¬нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы¬боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери¬зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен¬ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре¬делах своей территории и компетенции, независимость одного государст¬ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули¬ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст¬ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна¬родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется между¬народным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной пра¬вовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств :

• судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

• иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения со¬вершать определенные действия государственным органам иностранно¬го государства в порядке обеспечения исковых требований);

• иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность при¬нудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностран¬ного государства или государственных органов);

• иммунитет государственной собственности (означает неприкосно¬венность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: не¬обходимостью получить согласие государства для осуществления опре¬деленных действий со стороны другого государства. Без согласия госу¬дарства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к уча¬стию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвен¬ции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридичес¬кие лица, вступающие в отношения с государством, должны предусмат¬ривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых госу¬дарство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношени¬ях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содер¬жится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, сле¬дует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношени¬ях международного характера.

От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компе¬тенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Со¬гласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Фе¬дерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федераль¬ные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, де¬партаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внеш¬неэкономических связей Российской Федерации заключает договор меж¬дународной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником дого¬вора является государство — Российская Федерация со всеми вытекаю¬щими юридическими последствиями.

Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, обла¬сти, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, авто¬номные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законо¬дательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим субъектам гражданского права, как Россий¬ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для кото¬рых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществле¬нием их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государствен¬ной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила ре¬гулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.

Нормой, специально посвященной регулированию гражданских от¬ношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и госу¬дарств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положе¬ние является отсылочным и содержит правило о том, что особенности от¬ветственности Российской Федерации и субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммуните¬те государства и его собственности.

К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положе¬ние о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отноше¬нии предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разра¬ботке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был при¬нят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.

В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократив¬шись в количестве, представляют за рубежом интересы российского госу¬дарства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает между¬народным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государст¬ву. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оп¬тимизации системы управления внешнеэкономическими связями Россий¬ской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых пред¬ставительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых ¬представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает струк¬турный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торг¬овых представительств.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»