Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное частное право /

Инвестиции в свободные экономические зоны

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(на 7 листах)

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1998 Г. N ГКПИ 98-544

Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.

при секретаре - Емельяновой М.А.

с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пасько Сергея Александровича о признании недействительными распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 года N 0830 (01-14/838) "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" и распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", установил:

Пасько С.А. обратился в Верховный суд РФ с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 года N 0830 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", которое нарушает его права на свободное использование личного имущества.

В соответствии с этим распоряжением до того как выехать из Калининградской области в другие регионы России и страны Таможенного Союза, он обязан обратиться в местную таможню, оплатить и заполнить справку специальной формы, подписать гарантию о возврате транспортного средства на территорию особой экономической зоны не позднее двух месяцев после выезда из нее.

Как указывает заявитель, с момента приобретения на территории Калининградской области в личную собственность автотранспортных средств, они перестают быть товаром и в отношении их обладателей действуют нормы ст.1 ГК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Между тем, ГТК РФ рассматривает принадлежащее ему имущество, как товар.

ГТК РФ, являясь одним из органов исполнительной власти не наделен правом регулирования отношений собственности, которые относятся к сфере гражданских прав и регулируются ГК РФ.

Указание в п.1.3 обжалуемого распоряжения на обязательность внесения записи в графу "Отметки таможенного органа" о запрете использования принадлежащего на праве собственности автомобиля для производственной или иной коммерческой деятельности также не основано на законе и ограничивает его правоспособность.

В судебном заседании Пасько С.А. поддержал заявленные требования и просил признать также недействительным распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", зарегистрированное в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 1998 года по изложенным выше основаниям.

Представители заинтересованного лица Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А. и Баландина Г.В. возражали против удовлетворения поданного заявления.

Так, представитель ГТК РФ Баландина Г.В. пояснила, что в соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона РФ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. Таким образом, закон не содержит исключений и льгот для временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего Решения допущена опечатка. Имеется в виду п.4 ст. 7 Федерального закона РФ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"

Государственный таможенный комитет РФ на основании ст.109 Таможенного кодекса РФ установил льготу для жителей Особой экономической зоны, предоставив право физическим лицам, временно выезжающим из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации на срок не более двух месяцев, ввозить без уплаты таможенных платежей одно транспортное средство, ранее ввезенное на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

В целях осуществления таможенного контроля за перемещением этих транспортных средств, таможенный орган, расположенный на территории Калининградской области, выдает удостоверение установленного образца. Уплата каких-либо сборов за выдачу данного удостоверения не предусмотрена.

Учитывая большую социальную значимость разрешения вопросов, связанных с возможностью использования физическими лицами, проживающими на территории Калининградской области транспортных средств на территории Российской Федерации, Государственный таможенный комитет РФ подготовил распоряжение N 01-14/838 от 25 июля 1998 года и направил его в Калининградское таможенное управление. Однако данное распоряжение не прошло государственную регистрацию в связи с отказом в такой регистрации Минюстом России.

В настоящее время Министерство юстиции РФ зарегистрировало распоряжение ГТК РФ от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" ссылка заявителя на то, что нарушаются его права в части пользования личным имуществом является необоснованной и противоречит Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Кроме того, установленные ГТК РФ правила, наоборот, предоставляют льготы для временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств.

Товары - это любое движимое имущество, в т.ч. транспортные средства (п.1 ст.18 Таможенного кодекса РФ) и к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.

Пункт 1.2 распоряжения ГТК РФ от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 устанавливает порядок осуществления таможенного контроля за перемещением транспортных средств, указанных в п.1.1. Гражданин может уплатить при таможенном оформлении таможенные платежи в установленном Таможенном кодексе РФ порядке и тогда правила названного распоряжения о таможенном контроле на него распространяться не будут.

Что касается двухмесячного срока вывоза транспортного средства, то он определен применительно к порядку, предусмотренному для физических лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, установленному приказом ГТК России от 30 января 1997 года N 35.

Данный приказ издан во исполнение постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", которое также определяет условия использования транспортного средства.

Упомянутые выше приказ ГТК РФ от 30 января 1997 г. N 35 и постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 808 утратили силу согласно приказу ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 814 и постановлению Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 соответственно

Выслушав заявителя Пасько С.А., представителей заинтересованного лица ГТК РФ Наумова А.А. и Баландину Г.В., исследовав материалы дела, и, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что распоряжение ГТК РФ от 25 июля 1998 года N 0830 (01-14/838) подлежит признанию недействительным с момента издания, в удовлетворении жалобы о признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 следует отказать.

Как установлено в судебном заседании, Государственный таможенный комитет РФ издал распоряжение 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", которое прошло государственную регистрацию.

В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров.

Территория свободных экономических зон согласно ст.3 Таможенного кодекса РФ рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный кодекс РФ предусматривает возможность перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации наряду с общим порядком ввоза и вывоза в соответствии с таможенными режимами (ст.ст.19 и 22), специальный порядок перемещения отдельных категорий товаров (ст.ст.108, 109). Так ст.109 Таможенного кодекса РФ установлено, что товары не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном льготном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своей компетенции.

На основании данной нормы права Правительство РФ приняло постановление 18 июля 1996

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»