Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное частное право /

История международного морского права

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


нормы обычного морского права к английским и иностранным морякам и купцам.

В частности, книга Domesday Ипсвича дает возможность говорить об обычном праве времен Ричарда I. Велвуд утверждает, что «Эдуард III, основываясь на официальном запросе 18 наиболее осведомленных в морских делах лиц, созванных в Куинборо из различных мест Англии в 1375 году, изложил некоторые правила, относящиеся к адмиралтейству и мореплаванию на старом французском языке, о чем можно судить по сохранившейся подлинной написанной на пергаменте книге; правила эти затем были переведены неким Томасом Рафтоном на латинский язык под названием «De officio admiralitatis Angliae». Некоторые из этих «статей» основывались на Олеронских правилах и впоследствии были включены в «Черную книгу Адмиралтейства». Особое издание этих «статей» было также подготовлено для Томаса Бофора — позднее графа Дорсетского и герцога Экзетерского, назначенного около 1425 года лордом Высоким адмиралом. В конце XVIII века первоначальный текст «Черной книги» исчез, но, к счастью, библиотека адмиралтейства сохранила копию её, которая была тщательно сверена с различными документами и манускриптами, хранящимися в Британском музее. Таким образом, Траверс Твисс имел возможность в 1871 году опубликовать ценное и точное издание Черной книги в четырёх томах, содержащее научно обоснованное введение и обильные примечания. В библиотеке коллегии адвокатов имелся также английский манускрипт под названием Извлечения из наших Олеронских правил и древней «Чёрной книги», который, однако, после ликвидации коллегии адвокатов законом 1857 года о суде по завещаниям стал недоступным. В Шотландии древнейшим полным трактатом по вопросам морского права является трактат, озаглавленный «Морские законы», в котором Джеймс Бальфур «собрал воедино» все акты парламента, «Практику, Олеронские правила и законы Висби». По-видимому, трактат был написан в 1579 году, хотя и был опубликован лишь спустя полтора столетия.

В XIV веке в странах Средиземного моря появились знаменитые Consolato del Mare . К этому времени после упадка, наступившего вследствие падения Римской империи, и препятствий, чинимых грабежами нормандских и сарацинских пиратов, вновь оживилась торговля. Марсель, Барселона и Валенсия стали крупными центрами торговли Средиземноморья, в то время как генуэзцы вели морем оживленную торговлю шерстью с Фландрией.

В то время существовало большое разнообразие местных статутов, издаваемых «Consulandos» или самоуправляющимися объединениями купцов в крупных портах и применяемых в судах выборными «консулами» или «судьями-консулами», к компетенции которых были отнесены все вопросы, связанные с операциями на море. Эти местные законы были написаны на латинском языке, в то время не известном большинству купцов. Поэтому появление в XIV веке изложенного на каталонском наречии сборника всех местных законов, обычаев и обыкновений, распространенных в пределах Средиземноморья, и впервые, вероятно, изданного в Барселоне, имело огромное значение для купцов и моряков того периода, а равно и для судей — консулов, отправлявших правосудие в крупных портах. Поскольку в сборнике не делалось попытки изложить нормы, которые должны были иметь всеобщее применение, а просто сводились воедино уже действующие принципы, этот сборник завоевал доверие здравомыслящего торгового мира и был признан в качестве закона с общего согласия стран Средиземного моря.

В период средних веков «Consolato» являлось главным регулятором отношений на Средиземном море до тех пор, пока со становлением суверенных государств внутригосударственное законодательство не вытеснило нормы обычного морского права, правда нередко заимствуя многие из них. Примером этого может служить история «Guidon de la Mer» — сборника, появившегося в Руане в самом начале XVII века. Первоначально это был частный сборник норм морского права, закрепленных обычаем, изданный для оказания помощи консулам Руана в отправлении правосудия по делам, связанным со страхованием, рассмотрение которых было отнесено к компетенции консулов французским эдиктом 1556 года. Нормы, содержащиеся в «Guidon», послужили основой для известного французского ордонанса, изданного Людовиком XIV в 1681 году.

Все эти сборники правил и обычаев касались главным образом имущественных и административных вопросов, возникающих у судовладельцев в процессе торгового мореплавания. Они не регулировали отношений государств по вопросам мореплавания, хотя соответствующие морские страны учитывали перечисленные кодексы и сборники морских обычаев в своей национальной практике.

ГЛАВА III. Международное морское право в период

подъема капитализма.

Полному утверждению принципа свободы открытого моря в международных отношениях способствовала также победа французской буржуазии в революции конца XVIII века (1791—1794 гг.), провозгласившей требование свободы морей в качестве одного из своих программных лозунгов. Принцип свободы моря был декларирован в ряде декретов Французской республики 1791—1794 годов, а также в Декларации международного права, представленной аббатом Грегуаром революционному Конвенту в 1793 году. Девизом французских кораблей в то время было: «Свобода морей, равенство прав для всех народов».

После крушения французской империи при Наполеоне, которое значительно ослабило Францию как соперника Великобритании, последняя в борьбе за господство на море предпочла опираться не на отжившие символы правовых воззрений эпохи феодализма, а на могущество британского военно-морского флота. Используя эту реальную силу, Англия перешла к установлению своего фактического господства на всех важнейших международных морских путях. Превратно толкуя идею свободы морей, она использовала свой военно-морской флот для расширения и сохранения своей колониальной империи. Вскоре на морских просторах стали все активнее действовать также США — в зависимости от складывающейся ситуации то в качестве соперника, то партнера Великобритании.

Великобритания в XVIII и в первой половине XIX века неоднократно заявляла о своей приверженности 3-мильному лимиту ширины территориального моря. Однако нередко в этот период английские законы предусматривали осуществление власти Великобритании над морскими пространствами, выходящими за пределы 3-мильного лимита. В 1878 году Великобритания приняла Закон о юрисдикции над территориальными водами, согласно которому «часть моря, примыкающая к берегам Соединенного Королевства или к берегам какой-либо другой части её владений» шириной в пределах 3 морских миль, была объявлена «находящейся под суверенитетом Её Величества».

США на протяжении более ста лет признавали 3-мильный лимит. Того же лимита придерживались также в этот период Франция, Япония, Голландия и некоторые другие государства. Но Скандинавские страны выступали за 4-мильный лимит ширины территориального моря; Испания, Португалия, Греция и другие страны — за 6-мильный, а ряд стран — за 10 и 12-мильный (Мексика и Россия). Несмотря на такой разнобой в практике, начиная с последней четверти XIX столетия, Великобритания и США упорно стали навязывать другим странам 3-мильный лимит ширины территориального моря, который давал возможность военно-морским силам США и Великобритании создавать угрозу владениям других государств, а их рыболовным судам вести неограниченный промысел рыбы в чужих водах.

Многие институты современного международного морского права начали зарождаться лишь в период подъема капитализма и прошли потом сложный путь развития. Правила, регулировавшие публично-правовые отношения государств на морях и в океанах, создавались и накапливались на протяжении нескольких столетий главным образом в качестве международных обычаев. Причиной этой медлительности были проявлявшиеся на протяжении многих десятилетий острые противоречия между государствами по таким кардинальным вопросам, как свобода мореплавания и рыболовства, ширина и правовой режим территориального моря и другие.

Лишь иногда и, как правило, по конкретным и сравнительно узким вопросам мореплавания государства заключали международные соглашения. Эти соглашения относились как к периодам мира, так и, в большей степени, к периодам, когда происходили военные действия, поскольку война в то время считалась допустимым состоянием международных отношений. Укажем для примера на такие соглашения, как заключенные в XVIII веке соглашения России с другими странами об отмене салюта в открытом море, Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 года, Декларация о морской войне 1856 года, Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года, Конвенция о режиме Суэцкого канала 1888 года.

Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов создавались на протяжении длительного исторического периода и ввиду того, что многие из них признавались лишь некоторыми государствами и не признавались другими, между государствами возникали споры и разногласия по вопросу о том, существует ли та или иная международно-правовая норма как общеобязательная. Постепенно стала ощущаться большая нужда в кодификации норм международного морского права.

Попытки такой кодификации предпринималось уже в XVIII — XIX веках. Но они оканчивались или неудачей, или заключением в редких случаях таких актов, как Декларация о морской войне 1856 года. Серьёзную неудачу потерпела Гаагская конференция по кодификации международного права, состоявшаяся в 1930 году и обсуждавшая, в частности, вопрос о территориальном море. Одной из основных причин провала Гаагской конференции 1930 года и некоторых других конференций по кодификации норм международного права было стремление некоторых государств навязать в качестве норм, обязательных для всех государств, выгодные им положения, которые очень многими государствами не признавались в качестве норм международного права.

Особенно много актов беззакония

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»