Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

А.Ф. Козлов Прокурорский надзор в РФ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Скачать реферат


предпри¬ятий, неправомерно создаются различные акционерные общества, консорциумы, фирмы, происходит вложение иностранных инвес¬тиций, в результате чего многие предприятия оказываются под контролем других государств. Кроме того, руководители ком¬мерческих организаций уклоняются от уплаты налогов, и госу¬дарственный бюджет не пополняется. В подобной обстановке органы прокуратуры должны принимать решительные меры по борьбе с нарушениями законности, используя полномочия но всем отраслям надзора.

Второе комплексное направление — надзор за исполнением законов в социальной сфере, назначение которого — обеспечить исполнение законодательства об охране здоровья граждан, за¬щите прав потребителей, акционеров, трудовых, жилищных и иных прав граждан. Прокуроры надзирают за исполнением трудового законодательства, касающегося, в частности, увольне¬ния граждан, своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий, различных компенсаций. С целью обеспечить указан¬ные выплаты прокуроры предъявляют в арбитражные суды иски к предприятиям-должникам, а взысканные суммы затем исполь¬зуются по назначению. С этой же целью проверяются взаимные расчеты между предприятиями, акционерными обществами по поставкам продукции, оплате транспортных услуг и т. д.

Третье направление — надзор за исполнением законов об ох¬ране природы. Вследствие недостаточности средств на проведе¬ние природоохранных мероприятий и безответственности руко¬водителей некоторых предприятий, акционерных обществ совершаются нарушения природоохранного законодательства, по¬ставившие экологическую обстановку в стране на грань катас¬трофы: происходят выбросы ядовитых веществ в окружающую природную среду, загрязняется воздух, реки и озера, беспощад¬но вырубаются леса, уничтожается растительный и животный мир. Надзор за исполнением законов об охране природы осу¬ществляют территориальные, в той или иной степени военные и транспортные прокуратуры, а также специальные природоо¬хранные прокурорские органы. Борьба с нарушениями приро¬доохранного законодательства присуща всем отраслям проку¬рорского надзора.

Четвертое направление — надзор за исполнением законов о не¬совершеннолетних. С одной стороны, наблюдается рост числа нарушений законности, в том числе преступлений, совершае¬мых несовершеннолетними, а с другой — правонарушения совершаются и в отношении самих несовершеннолетних (родите¬лями, иными гражданами, должностными лицами), что приво¬дит к деградации несовершеннолетних, падению их нравствен¬ного уровня, формированию антисоциальных установок. В та¬кой ситуации перед прокурорами стоит важная задача: активно бороться с указанными нарушениями законности и всемерно способствовать надлежащему воспитанию подрастающего поко¬ления.

Можно выделить еще два комплексных направления дея¬тельности прокуратуры: надзор за исполнением законов о меж¬национальных отношениях и надзор за исполнением законов о внешнеторговой деятельности. Первое касается борьбы с по¬сягательством на права и свободы русскоязычного населения со стороны так называемой элитной нации. Этот надзор должен активно осуществляться в республиках, входящих в состав РФ, а также в иных регионах, где оказываются переселенцы из дру¬гих стран. Второе направление надзора представляет собой борь¬бу с нарушениями законов, касающихся ввоза и вывоза некачественных, опасных для здоровья людей товаров. Оно же вклю¬чает в себя меры по борьбе с наркобизнесом.

Организационная группа направлений осуществляется про¬куратурой совместно с другими государственными органами и целях борьбы с нарушениями законности. При объединении усилий прокуратура должна выполнять организационную функ¬цию. В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры информируют органы государственной власти и управления, население о состоянии законности для разработки и реализации мер по борьбе с преступностью и дру¬гими правонарушениями. В указанном законе говорится о ко¬ординации деятельности правоохранительных органов по борь¬бе с преступностью (п. 2 ст. 1), дабы обеспечить единство тол¬кования и применения норм права, устранить противоречия в практике применения мер пресечения, постоянно повышать качество расследования уголовных дел и т. д.

Напомним, что к правоохранительным органам относятся прокуратура и органы дознания и предварительного следствия. В борьбе с преступностью они должны действовать четко, согласованно, не допускать противоречий, конфликтов по пово¬ду тех или иных моментов расследования преступлений. Между тем, как показывает практика, нередко не принимаются или скрываются заявления о трудно раскрываемых преступлениях, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел или о прекращении производства расследования, дается незаконная квалификация составов преступлений и т. д.

Раньше к правоохранительным органам официально относи¬лись и суды, ибо они тоже борются с преступностью. Но в на¬стоящее время в связи с судебной реформой выделена отдель¬ная ветвь власти — судебная. Но это только формально. На практике суды остались именно правоохранительными органа¬ми. В деятельности судов, прокуратуры и органов расследова¬ния тоже нужна согласованность, ибо и здесь нередки противо¬речия, коллизии. Например, прокурор, утверждая обвинитель¬ное заключение по уголовному делу, признал расследование качественным, а суд возвратил дело на доследование или, слу¬чается, поддерживая государственное обвинение в стадии судебного разбирательства, прокурор просил о применении к под¬судимому уголовного наказания, суд же вынес оправдательный приговор. Подобные примеры можно приводить до бесконеч¬ности.

В обязанности прокурора входит периодическое проведение координационных совещаний с участием руководителей правоохранительных органов, а также судов. На них обсуждаются актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионе и раз¬рабатываются соответствующие рекомендации. Проведению та¬ких совещаний предшествует изучение состояния работы этих органов, выявляются ее недостатки.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности госу¬дарства также относится к организационным направлениям. При осуществлении прокурорского надзора не только вскрыва¬ются нарушения законности, но и обнаруживается несовершен¬ство законодательства, которое может «стареть», не соответст¬вовать характеру складывающихся в обществе отношений и тем самым побуждать к его нарушению. В связи с этим прокуроры обязаны принимать меры по совершенствованию законодательства путем обращения к компетентным органам с предложения¬ми об изменении, дополнении или даже об отмене нормативных актов, не соответствующих конкретным условиям. Подобная инициатива может исходить от прокуроров всех уровней начи¬ная от Генерального прокурора РФ и кончая прокурорами рай¬онов и городов. Более того, они могут участвовать в разработке проектов законов, других нормативных актов различными орга¬нами власти . Если возникает необходимость, прокуроры впра¬ве обратиться в любой компетентный орган с предложением о принятии того или иного нормативного акта.

Самостоятельным видом деятельности прокуратуры можно считать выпуск специальных изданий: Генеральная прокуратура РФ издает журнал «Законность», сборники приказов и указа¬ний; областные, краевые прокуратуры издают различные пособия, обобщения.

§ 6. Правовые основы деятельности прокуратуры

Прокурорский надзор призван быть эффективным и дейст¬венным способом борьбы с нарушениями законности. В право¬вом государстве он должен осуществляться демократично, гуманно, высокопрофессионально. При его реализации должны применяться такие меры, которые, с одной стороны, позволяют оперативно выявлять и устранять правонарушения, а с другой — обеспечивают неприкосновенность личности, не унижают человеческого достоинства. Надлежащая организованность проку¬рорского надзора достигается его правовым регулированием. Нормами права определяются полномочия прокуроров, условия их реализации, устанавливаются правовые средства, порядок их использования, уточняются права и обязанности поднадзорных субъектов. Наконец, ими регулируются правовые отношения, складывающиеся при осуществлении прокурорского надзора.

В процессе регулирования этих отношений выработалась совокупность норм права. Естественно, возникает вопрос: явля¬ются ли они однородными, составляют ли единую отрасль права, если же нет, то к каким отраслям относятся и выступают ли в качестве их институтов? В литературе нет однозначного ответа. Первоначально без каких-либо обоснований было вы¬сказано суждение, что нормы права, регулирующие прокурорский надзор, составляют самостоятельную отрасль советского права . Эта мысль получила поддержку некоторых авторов . В подтверждение приведенного положения был высказан сле¬дующий довод: наличие особого предмета регулирования. Дей¬ствительно, в основу деления права на отрасли, по существу, положен единственный критерий — однородность отношений, регулируемых нормами права, что обусловливает появление соответствующей отрасли права. Нельзя отрицать того, что при осуществлении прокурорского надзора возникают и развивают¬ся многочисленные регулируемые правом отношения, которые по своей природе являются процессуальными, так как в их рамках происходит установление нарушений законности и при¬нимаются меры по устранению, предупреждению последних, привлечению виновных лиц к ответственности, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Тем не менее, будучи надзорными, они неоднородны и по¬тому не образуют единой совокупности правовых норм. Это объясняется спецификой прокурорского надзора как вида госу¬дарственной деятельности, ибо он осуществляется не изолиро¬ванно, а в неразрывной связи с деятельностью поднадзорных субъектов. Например, органы местного самоуправления вправе обсуждать и принимать решения в отсутствие прокурора, прокурорский же надзор за исполнением ими

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»