Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

А.Ф. Козлов Прокурорский надзор в РФ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Скачать реферат


законности, используются многочисленные акты прокурорского реагирования. Прокуроры наделены обширным спектром полномочий по выполнению надзорных функций. Квалифицированность и высокая упорядочен¬ность осуществления прокурорского надзора обязательно пред¬полагают его внутреннюю дифференциацию, подразделение на части с учетом их особенностей.

В литературе выделялись функции прокурорского надзора, называемые основными направлениями и даже отраслями, но без какого-либо обоснования . С принятием Закона о прокура¬туре СССР от 30 ноября 1979 г. термины «отрасли» и «функ¬ции» вышли из употребления, деятельность прокуратуры ста¬ла подразделяться на основные направления, число которых было доведено до десяти. В Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. выделяются только четыре на¬правления деятельности прокуратуры, а в Законе о прокурату¬ре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. термин «на¬правление» вообще отсутствует, указаны лишь виды ее деятель¬ности.

Понятие «направление» иногда толкуется как путь, по которому «прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные задачи, про¬водят мероприятия по борьбе с нарушениями законов и пре¬ступлениями» . Думается, что подобное определение слишком формально. Оно базируется на буквальном понимании слова «направление», одно из толкований которого — «линия, путь развития» . Для прокурорского же надзора данная трактовка неприемлема, ибо хотя он действительно развивается по мере выявления нарушений законности, их устранения, предупреж¬дения, но сам этот процесс не может считаться направлением деятельности прокуратуры. Направления — это различные формы, виды деятельности, характеризующиеся рядом специфических свойств, особенностей. Можно выделить три группы направле¬ний: отрасли, комплексные образования и организационные образования.

Отрасли — основные подразделения прокурорского надзора, представляющие собой его отдельные виды. При всем единстве содержания такое подразделение реально и обусловлено спецификой правового положения поднадзорных субъектов, правовой статус которых неодинаков, а значит, различны и выполняемые ими функции, что налагает определенный отпечаток на органи¬зацию прокурорского надзора. Последний реализуется таким образом, чтобы не только не мешать нормальному функциони¬рованию, но и способствовать выполнению стоящих перед поднадзорными субъектами задач. Осуществление надзора об¬ладает чертами своеобразного приспособления к порядку, в котором протекает та или иная деятельность, имеющая отношение к применению, соблюдению, исполнению законов. Может пока¬заться парадоксальным, что органы прокуратуры, реализующие свои полномочия независимо от каких-либо иных органов, ставятся в то же время в определенную зависимость от них. Но подчинение это чисто организационное, связанное с характером деятельности поднадзорных субъектов. Само же содержание прокурорского надзора не меняет своей сущности.

Формирование направлений деятельности прокуратуры про¬исходит применительно к деятельности государственных орга¬нов, которые в правовом государстве несут обязанность стро¬жайшего соблюдения законов. Осуществляя от имени государ¬ства руководство обществом, они активно влияют на строгое и точное исполнение законов учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами. И это возможно только в случае принятия ими решений, соответствующих требованиям норм права. Любой незаконный акт способен вызвать множество на¬рушений законности со стороны указанных субъектов.

Что же касается деятельности многочисленных учреждений, предприятий, организаций, то она сама по себе не оказала столь существенного влияния на формирование направлений деятель¬ности прокуратуры по следующим причинам. Во-первых, над¬зор за исполнением ими законов часто осуществляется одновре¬менно с надзором за исполнением законов государственными органами. Во-вторых, осуществляя надзор за исполнением зако¬нов учреждениями, предприятиями, организациями, прокуроры не участвуют в их производственной, хозяйственной и иной деятельности , а потому специфика ее не оказывает влияния на формирование направлений деятельности прокуратуры. К тому же в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. они не указаны в числе поднадзорных субъектов.

Государственные органы с учетом специфики выполняемых функций влияют на формирование отраслей прокурорского надзора. Их можно подразделить на несколько видов.

Первый — федеральные министерства, ведомства, законода¬тельные, исполнительные органы субъектов РФ. Надзор за исполнением ими законов — самостоятельное направление дея¬тельности прокуратуры, именуемое общим надзором. Несмотря на условность данного наименования, оно характеризует глав¬ное свойство анализируемой отрасли: широту круга поднадзор¬ных субъектов, что отличает ее от других отраслей, связанных со строго определенным кругом. Многочисленны и разнообраз¬ны министерства, в состав которых входит множество различ¬ных органов управления. Многообразны и законодательные, ис¬полнительные органы субъектов федерации: областные, краевые думы, собрания, советы республик, губернаторы, главы администраций, администрации указанных образований и органы мест¬ного самоуправления, не являющиеся государственными, но вы¬полняющие управленческие функции и располагающие власт¬ными полномочиями.

Круг поднадзорных субъектов обусловил и границы данной отрасли. При практическом осуществлении общего надзора про¬куратура надзирает за исполнением почти всего действующего законодательства. Компетенция указанных органов всеобъемлющая: они выносят многочисленные правовые акты на основе и во исполнение конституционного, налогового, администра¬тивного, гражданского, трудового, семейного и иного законода¬тельства; надзирая за законностью правовых актов, прокуратура обеспечивает их исполнение. Широта границ предопределила и специфически надзорную направленность данной отрасли. Ей не свойственны управленческие функции. Прокуратура не уп¬равляет, а только надзирает, что и отразилось на характере ее полномочий.

Второй вид государственных органов, повлиявших на формирование отрасли прокурорского надзора, — правоохранитель¬ные (органы дознания и предварительного следствия), назначе¬ние которых — борьба с преступностью. Их деятельность слож¬на по содержанию, ибо преступники скрываются сами, уничто¬жают следы своих преступных деяний, преследуют потерпевших, очевидцев, прибегая к угрозам. Поэтому при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предва¬рительного следствия прокуроры должны, с одной стороны, всемерно содействовать раскрытию преступлений, а с другой — охранять неприкосновенность личности граждан, не допускать случаев необоснованного привлечения к уголовной ответствен¬ности или ограничения в правах. В отличие от общего, право¬охранительному надзору свойственна активная властность: про¬куроры уполномочены не только выявлять нарушения законности при расследовании уголовных дел, но и устранять их. Предмет надзора — сами преступления и все действия, направ¬ленные на их раскрытие, а именно: действия до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и оперативно-ро¬зыскные, входящие в предмет прокурорских проверок.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. в качестве самостоятельного направления названо уголовное преследование, осуществляемое в соответст¬вии с уголовно-процессуальным законодательством. При этом содержание указанного направления не раскрывается. В Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. оно упоминается лишь как одно из средств реагирования. В ст. 1 этого закона говорится, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, принимает меры, направленные на устранение нарушений, привлечение виновных лиц к ответст¬венности, осуществляет уголовное преследование. В ныне дей¬ствующем законе уголовное преследование обособлено от над¬зора и трактуется как предварительное следствие и поддержание обвинения в суде . Это не совсем верно. Уголовное преследование реализуется и при надзоре за расследованием преступлений, в частности, прокурор принимает меры по установлению личности преступника, дает указания о квалификации социально опасных деяний, привлечении его в качестве обвиняемого и т. д. Оно же проявляет себя и при опротестовании приговоров ввиду мягкости наказаний и даже при исполнении обвинительных приговоров.

В широком смысле слова уголовное преследование — это борьба с преступностью, т.е. с социально опасными нарушениями законности, путем применения к виновным лицам уголовных наказаний (мер принуждения). Прежде всего, преступник дол¬жен быть изобличен в совершении преступного деяния, а пото¬му уголовное преследование начинается с надзора за расследо¬ванием преступления и продолжается при предварительном следствии (если оно проводится прокуратурой). При участии прокурора в рассмотрении судами уголовных дел им принимаются меры, гарантирующие применение судами к виновным ли¬цам справедливых уголовных наказаний. Кроме того, наказание должно быть реальным, т. е. преступник обязан претерпеть все невыгодные последствия своего социально опасного противо¬правного поведения. Завершающий этап — надзор за законностью исполнения судебных приговоров.

Как видим, уголовное преследование не может быть отдель¬ным, самостоятельным направлением деятельности прокурату¬ры. Это сложная функция, реализуемая при осуществлении поч¬ти всех отраслей прокурорского надзора.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 янва¬ри 1992 г. в качестве самостоятельного направления деятельно¬сти прокуратуры выделялось расследование преступлений (п. 3 ст. 2). В ныне действующем законе такое указание отсутствует. Но, как уже отмечалось, в нем выделено уголовное преследова¬ние, которое включает в себя и расследование преступлений. При любой реформе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»