Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Авторское право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


является нормой - толкованием принципа "Закон обратной силы не имеет", специфической - для авторского права, то есть она должна применяться во всех случаях принятия новых законов, устанавливающих сроки охраны более продолжительные, чем предусматривалось предыдущим законодательством. Естественно, что из каждого правила бывают исключения, бывают и исключения из принципа "закон обратной силы не имеет" применительно к авторскому праву. Однако тогда и формулировка переходной нормы выглядит совершенно иначе, как, например, выглядит норма о введении в действие Польского Закона, ясно указывающая на обратную силу его действия.

Пункт 3 постановления о введении в действие Закона говорит о произведениях, 50-ти летний срок охраны которых не истек к моменту вступления в силу новых авторско-правовых норм. Как уже рассматривалось выше. Основы удлинили срок охраны авторских прав до 50-ти лет. Под 50-тилетним сроком охраны, о котором говорится, в пункте 3, подразумевается срок охраны, предоставленный Основами. В отношении произведений, срок охраны которых не истек к 3 августа 1993 года, действует новый закон, который в определенных случаях удлиняет этот срок.

Например, композитор Дмитрий Шостакович умер в 1975 году. В соответствии с Гражданским Кодексом РСФСР его произведения должны были бы перейти в общественное достояние через 25 лет после его смерти, то есть 1 января 2001 года. Основы удлинили срок охраны до 50-ти лет, следовательно, произволения Шостаковича должны были бы перестать охраняться только с 1 января 2025 года. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 закона этот срок увеличен еще на четыре года, так как Шостакович написал свою седьмую симфонию во время блокады в Ленинграде, следовательно, по новому Закону его произведения подлежат охране до 31 декабря 2029 года.

Помимо проведенного анализа, который привел нас к выводу, что пункт 2 не подразумевает придание закону обратной силы, можно уяснить смысл этой нормы также с помощью лексико-грамматического толкования. В пункте 2 говорится о произведениях, срок охраны которых еще не "истек" на момент вступления Закона в силу, следовательно, эта норма касается лишь произведений, в отношении которых сроки еще "текли", то есть авторское право на такие произведения еще действовало на дату введения Закона в действие. Это еще раз подтверждает то, что пункт 2 постановления содержит положение об удлинении сроков охраны в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона в отношении произведений, которые еще не перестали охраняться в результате истечения предоставлявшегося по прежнему законодательству срока охраны.

Однако некоторые юристы толкуют содержание пункта 2 следующим образом: если на момент введения Закона в действие со дня смерти автора не прошло еще 50-ти лет, то к произведениям этого автора будут применяться правила об исчислении сроков охраны, предусмотренные статьей 27 Закона; и, следовательно, Закон в отношении этих произведений будет действовать с обратной силой.

По такое толкование означает, что законодатель предусмотрел возможность возобновления охраны в отношении произведений, находившихся на момент вступления закона в силу в сфере общественного достояния вследствие истечения сроков их охраны, что противоречит положениям статьи 18 Бернской Конвенции, участницей которой Россия является. Помимо несоответствия нормам международного права, придание закону обратной силы породило бы возникновение просто нелепых ситуаций на практике. Приведем следующий пример:

Писатель Осип Мандельштам умер в советском концлагере в 1938 голу. Согласно статьям 10 и 15 Основ законодательства Союза СССР об авторском праве от 16 мая 1928 года, срок охраны составлял время жизни автора плюс 15 лет после смерти, следовательно, срок охраны его авторских прав истек 31 декабря 1952 года. Однако Мандельштам был частично реабилитирован в 1956 году. Учитывая то, что согласно пункту 5 статьи 27 законам, в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января, следующего за годом реабилитации. Следовательно, если предположить, что Закон имеет обратную силу, с момента вступления в силу нового закона произведения Мандельштама должны были бы охраняться вновь после того, как 40 лет они находились в сфере общественного достояния. Полная реабилитация Мандельштама имела место при Горбачеве в 1987 году, следовательно, его произведения стали бы вновь общим достоянием лишь через столетие после его смерти.

Пункт 4 постановления определяет судьбу авторского права юридических лиц, возникшего у них до вступления в силу закона. Здесь речь идет, естественно, не о производном авторском праве, а о первоначальном, возможность возникновения которого была предусмотрена в определенных случаях (ст. 485 и 486 ГК РСФСР). При этом авторское право не ограничивалось каким-либо сроком, а действовало бессрочно (ст. 498 ГК РСФСР). Основы Гражданского законодательства не предусматривали ни одного случая возникновения первоначального авторского права у юридических лиц. И даже более того: в отношении кино - и телефильмов Основы прямо предусматривали получение изготовителем авторских прав по договорам с авторами отдельных произведений (п.5 ст.135 Основ). Однако вопрос о том, будут ли охраняться первоначальные авторские права юридических лиц, появившиеся до даты введения Основ в действие на территории России, то есть до 3 августа 1992 года, и, если да, то в течение какого срока, остался неурегулированным. Ответ именно на этот вопрос и содержит пункт 4: эти права сохраняются и действуют и в настоящее время, но не бессрочно, а в течение 50-ти лет после создания или обнародования произведения. Это не означает, что Закон распространяет свое действие в отношении первоначальных авторских прав юридических лиц на прошлое время. По новому Закону такие права подлежат охране лишь в течение оставшейся части установленного 50-летнего срока охраны.

На основе проведенного анализа текста постановления о введении в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" я делаю следующий вывод: Закон но распространяет свое действие на авторско-правовые отношения, имевшие место до вступления его в силу, то есть Закон не имеет обратной силы. Однако относительно вопроса о порядке действия Закона все-таки нет единого мнения как у теоретиков, так и у практиков. Трудно себе представить, какие последствия может повлечь за собой разное токование, и, следовательно, разное применение норм постановления на практике.

Думается, что единственное средство установить действительную волю законодателя - дать официальное толкование норм постановления. Хочется надеяться, что при осуществлении такого толкования будут приняты во внимание интересы лиц, долгое время использовавших произведения, ставшие общественным достоянием, в бездоговорном порядке и учтены экономические и иные последствия, для общества в целом, которые может повлечь за собой толкование норм постановления как придающего Закону обратную силу.

Видеопиратство в России.

В одном из старых советских фильмов, повествующем о временах давно минувших, на вопрос: «Ну как Россия-матушка?» прозвучал довольно лаконичный ответ: «Воруют».

Вместе с научно - техническим прогрессом воровство тоже совершенствовалось и переходило из одних форм в другие. На сегодняшний день один из подвидов этого процесса именуется как видеопиратство. Никого не удивляет, что какой-либо западный фильм появляется на российском видеорынке задолго до его официального появления в стране - производителе. Остается только восхищаться предприимчивостью и заботой о зрителях. Но вместе с проникновением на российский рынок западных технологий пробрались к нам и их буржуазные замашки, а потому как почва у нас благодатная, разрослись они до неимоверных размеров.

Если рассматривать видеопиратство как социальное явление, то, с одной стороны, это дело как бы полезное - как ни верти, несет культуру в массы. Бытует мнение, что послевоенные Германия и Япония достигли высокого уровня развития техники не без ворованных продуктов. С другой стороны, оно является своеобразным тормозом для производителей видеокассет. Очень сильно это отражается и на российских производителях средней величины, и на крупнейших компаниях. Тот факт, что любой произведенный продукт с легкостью необычайной, несмотря на все патенты, будет использоваться, не принося никакой выгоды производителю, сам себе неприятен.

С точке зрения «частного пользователя» с этим можно мириться, но использование такого «рыночного товара» более или менее крупными предприятиями по крайней мере странно. То, что таковые существуют, ни для кого не секрет, но недоказуемость подобных обвинений и отсутствие более или менее значимых судебных прецедентов делает проблематичным указание названий таких фирм. Если не брать в расчет частников, то в большинстве своем для тех, кто смог купить видеомагнитофон, вряд ли будет большой проблемой приобрести к нему нормальное программное обеспечение. Все это разговор в пользу бедных, и означает вот что: сумел украсть - украл, не смог - купил. Вообще, ситуация, когда человек, имея возможность украсть, крадет - ненормальна.

К сожалению, нелицензионный товар продается не только на рынке, где все об этом знают, но и в магазинах, где существует и процветает незаконное размножение и продажа видеокассет, причем часто в такой форме, которая заставляет покупателя полагать, что им приобретается лицензионный продукт.

Реализация нелицензионных видеокассет - это следствие. Причиной является производство нелегального товара. Часть, которого производится за рубежом, а другая часть производится в России.

Воровали и воруют всегда и везде, но отношение к воровству везде разное. Давайте представим себе на минуту (приятно иногда помечтать), что мы являемся гражданами правового государства. Итак, что может

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»