Право /
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
5) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
6) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
7) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
8) организация и содержание муниципальной информационной службы;
9) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
10) учреждение собственных средств массовой информации.
Отметим, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся :
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Обеспечению законности на местной территории служит норма об административной ответственности должностных лиц и граждан - штраф в судебном порядке — за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
В то же время решения, нарушающие Конституцию и законы России, законы и иные акты области, могут быть отменены в судебном порядке. Допускается их обжалование.
Глава 2. Уставы муниципальных обра¬зований –
правовая основа деятельности местного самоуправления.
Местное самоуправление наряду с другими актами регулируется также уставами муниципальных образований.
«Муниципальным образованием называется «городское, сельское поселе¬ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть посе¬ления, иная населенная территория, … в пределах которых осуществляется местное самоуправление, име¬ются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» .
В соответствии с конституционными и законодательны¬ми основами (Закон № 154-ФЗ), устав самостоятельно разрабатывается муниципальным образованием и принимается представитель¬ным органом местного самоуправления или населением не¬посредственно.
«Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном за¬коном субъекта РФ. Основанием для отказа в государствен¬ной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации», причем «от¬каз в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судеб¬ном порядке» .
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
В уставе муниципального образования указываются :
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим эти положения на примере Устава муниципального образования «Город Биробиджан», зарегистрированного в управление юстиции ЕАО 04.08.97 под номером 1.
В законе ЕАО N 3-ОЗ от 28 февраля 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Еврейской автономной области» правовая основа местного самоуправления закрепляется следующим образом: «организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в Уставе муниципального образования» .
В преамбуле Устава г. Биробиджана говорится что, устав является правовой основой деятельности местного самоуправления: «Мы, депутаты городской Думы … принимаем настоящий Устав в качестве правовой основы в организации самоуправления города Биробиджана».
Структура Устава г. Биробиджана приведена в Приложении 1. Из приложения видно, что Устав состоит из 14 глав и 77 статей.
Как и устанавливается законодательством, Устав муниципального образования «Город Биробиджан» «в соответствии с Конституци¬ей Российской Федерации, Федеральным и областным законодательством опре¬деляет предметы ведения города, его территорию, статус органов самоуправ¬ления, порядок формиро¬вания, полномочия, ответ¬ственность, правовую и ма¬териальную основу их дея¬тельности, формы прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местно¬го значения» .
В статье 1 Устава города Биробиджана говорится, что Устав дей¬ствует на территории горо¬да и обязателен для испол¬нения всеми его жителями, органами государственной власти и самоуправления, общественными и религи¬озными организациями, юридическими лицами не¬зависимо от форм собст¬венности, действующими на территории города Би¬робиджана. Также Устав имеет прямое действие, высшую юриди¬ческую силу по отношению к правовым актам органов самоуправления города и их должностных лиц.
Устав определяет следующее понятие город¬ского самоуправления: «Самоуправление в г. Биробиджане - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятель¬ная и под свою ответствен¬ность деятельность населения по решению непосред¬ственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значе¬ния, исходя из интересов населения города, его исторических и иных местных традиций» .
Структура органов городского само¬управления, устанавливаемая Уставом города имеет следующий вид:
а) выборный представи¬тельный орган городского самоуправления - Биро¬биджанская городская Дума (далее Дума);
б) глава муниципально¬го образования - мэр горо¬да Биробиджана,
осуществляющие самоуп¬равление от имени жителей горо¬да, в пределах установлен¬ной Уставом компетенции в Биробиджане .
Глава ХI Устава устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:
- Недопусти¬мость ограничения прав го¬родского самоуправления в городе Биробиджане (Статья 66).
- Обязатель¬ность рассмотрения обращений органов городского самоуправления (Статья 67).
- Обязатель¬ность исполнения решений органов самоуправления г. Биробиджана (Статья 68).
- Судебная за¬щита городского самоуп¬равления (Статья 69).
Ограничение прав городского самоуправления, ус¬тановленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ, правовыми актами Ев¬рейской автономной облас¬ти, настоящим Уставом, запрещается.
Граждане, проживаю¬щие на территории г.Биро¬биджана, органы и долж¬ностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или ар¬битражный суд иски о при¬знании недействительными нарушающих права город¬ского самоуправления ак¬тов органов государствен¬ной власти и государствен¬ных должностных лиц, ор¬ганов и должностных лиц го¬родского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также об¬щественных
|
|