Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Виды нормативных актов в законодательстве Украины

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Что нужно знать о нормативно-правовых актах.

Каждый бухгалтер, исполняя свои обязанности, ежедневно работает с большим количеством законов, постановлений, приказов, писем. Из ваших звонков и писем мы поняли о существовании некоторых трудностях в понимании, что такое нормативно-правовые акты и как с ними работать. Бухгалтера не всегда знают иерархию этих актов, как действовать при их конфликте, какой день считается днем их вступления в законную силу, каковы последствия отсутствия регистрации нормативного акта в Министерстве юстиции и нужно ли руководствоваться письмами государственных органов. В сегодняшнем свете постоянного обновления законодательной информации данная статья будет полезна для практического применения.

Что такое нормативный акт?

В юридической науке под нормативным (нормативно-правовым) актом пронимается официальный письменный документ, принимаемый компетентным государственным органом, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (правила поведения). Целью любого нормативного акта является регулирование определенных правовых отношений в обществе. К примеру, Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 года определяет правовые основы регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в государстве.

В законодательстве Украины существуют акты, неявляющиеся нормативно-правовыми, хотя и издаются органами государственной власти. К такому виду относятся письма государственных органов, которые не только не являются нормативными документами, но и с юридической точки зрения ни к чему не обязывают, т.е. носят рекомендательный характер. Данные документы выражают лишь субъективное мнение подписавших их лиц относительно применения того или иного нормативного акта. Поэтому отчасти и объясняется существование противоположных по содержанию писем одного органа. По своему социальному значению, такие письма можно приравнять, например, к консультациям или ответам на вопросы специалистов министерств и ведомств в периодических изданиях. Любые установленные в письмах правила не являются обязательными к применению.

Также, не имеют силы нормативно-правового акта налоговые разъяснения. Согласно подпункту «г» пункта 4.4.2. ст. 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 года №2181-III, налоговые разъяснения служат для опубликования официального понимания отдельных положений налогового законодательства.

Этим же подпунктом Закона №2181 определено, что налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Налоговое разъяснение контролирующего органа высшего уровня имеет приоритет над налоговыми разъяснениями подчиненных ему контролирующих органов, а налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет над налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами.

Особое внимание следует обратить на то, что если налогоплательщик действовал согласно налогового разъяснения, которое в последующем было изменено или отменено, то он не может быть привлечен к ответственности по этим основаниям (подпункт «д» пункта 4.4.2. ст. 4. Закона №2181).

Виды нормативных актов.

Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархичной соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта. В отличие от правовых актов индивидуального значения (приказ директора об увольнении с работы, решение суда и т.п.), нормативные акты имеют следующие отличительные черты:

- издаются государственным или общественным органов в пределах своей компетенции;

- регулируют правовые отношение неопределенного круга лиц, т.е. носят общественный характер;

- рассчитаны на многократное применение.

В Украине существуют разные виды нормативных актов. Они отличаются друг от друга по названию, принимающего их органа, процедуре принятия, но самое главное – по юридической силе.

Юридическая сила нормативного акта – это его условное соотношение с другими нормативными актами в системе законодательства.

Классифицируя нормативные акты по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов, их различают на:

- Конституцию;

- Законы;

- Подзаконные акты.

Основным нормативным актом в государстве является Конституция Украины от 28 июня 1996 года. Этот документ имеет наивысшую юридическую силу, потому что он определяет основные принципы построения государства, территориальную структуру и административное деление, состав и полномочия органов власти государства, а также закрепляет основные права и свободы граждан и человека. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать (ст. 8 Конституции Украины). Кроме того, норы Конституции являются нормами прямого действия. Это означает, что если какой-либо нормативный акт по затрагиваемому вопросу не соответствует положениям Конституции, то для разрешения данного вопроса необходимо применять нормы основного закона - Конституции.

Вторые по юридической силе – международные договора, ратифицированные Верховной Радой Украины. Согласно статье 9 Конституции, действующие международные договора являются частью национального законодательства и должны соответствовать Конституции Украины. Согласно ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины» от 22.12.1993 года №3767-ХII, в случае противоречий (коллизии) между правилами международного права и национальным законодательством, применяются правила международного договора Украины.

Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни государства, закон стоит на вершине всей системы нормативно-правовых актов и имеет наибольшую юридическую силу.

К законам следует отнести:

- Законы Верховной Рады Украины,

- Декреты Кабинета Министров Украины.

В соответствии со ст. 85 п. 3 Конституции Украины, принятие законов в нашем государстве возлагается на Верховную Раду Украины. Другие органы государственной власти и местного самоуправления не могут издавать законы или другие документы, равные закону по юридической силе.

В Украине имеется еще такой вид нормативных актов, как Указы Президента Украины по экономическим вопросам, не урегулированным законами, которые приравниваются по юридической силе к закону. Такие Указы, согласно п. 4 Переходных положений Конституции Украины, издавались Президентом Украины на протяжении трех лет с момента вступления в силу Конституции, т.е. до 29 июня 1999 года. Однако следует обратить внимание на то, что данные нормативные документы действуют до момента принятия законов Украины по вопросам, урегулированным такими Указами.

Так, к примеру, с целью формирования и реализации государственной политики по вопросам развития малого предпринимательства, Президентом Украины, на основании п. 4 Переходных положений Конституции был издан Указ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 12.05.1998 года №456/98.

Согласно ст. 92 Конституции, имеется определенная категория вопросов, которые могут регулироваться исключительно законами Украины. Однако в украинской истории было сделано одно исключение из этого правила – когда Кабинету Министров Украины были предоставлены полномочия на издание Декретов.

Декреты Кабинета Министров Украины имеют одинаковую юридическую силу с законами Украины. Такие нормативные документы были приняты в период с 18 ноября 1992 года по 21 мая 1993 года, когда в этот промежуток времени Верховная Рада Украины законом от 18.11.1992 года №2796-ХІІ “О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования” уполномочила Кабинет Министров принимать такие законодательные акты.

Следует заметить, что действие Декретов распространяется на те виды правоотношений, которые еще не урегулированы законами Украины. Однако принятие закона по определенной категории вопросов, как правило, отменяет действие Декрета. Так, к примеру, Законом Украины «О налоге с физических лиц» от 22.05.2003 года №889-IV отменен Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.1992 года №13-92 «О подоходном налоге с граждан». А вот Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» от 21.01.1993 года №7-93 до сих пор имеет законную силу, потому что в настоящее время еще не принят соответствующий закон его заменяющий.

Подзаконные нормативные акты по своему количеству занимают самое большое место в законодательстве Украины. Они издаются органами исполнительной власти и местного самоуправления в развитие законов Украины. Их цель определить порядок и способ исполнения законов.

Подзаконные акты не могут вступать в противоречие с законами Украины. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 года №9 «О применении Конституции при осуществлении правосудия» этому поводу указано, что если во время судебного рассмотрения дела будет установлено, что нормативно-правовой акт, подлежащий применению, не соответствует закону, то суд обязан применять закон, регулирующий соответствующее правоотношение. Аналогичное правило закреплено и в ст. 4 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. В частности в ней указано «… Хозяйственный суд не применяет акты государственных и других органов, если эти акты не соответствуют законодательству Украины…»

К подзаконным нормативным актам относятся:

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»