Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Гарантии судебной защиты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1. Права местного самоуправления и судебная защита ……………….5

2. Проблемы судебной защиты прав местного самоуправления …….6

3. Конституционный суд на защите местного самоуправления ……...11

Заключение ……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы ………………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе гарантиями принято считать те реально существую-щие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существо-вание и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей. В системе государственных гарантий особое место занимают юридические гарантии, которые обеспечи-вают не только законность формирования и деятельности различных демо-кратических институтов, но также их охрану и защиту. Причем, юридические гарантии защищают экономические, социальные, политические и другие ин-тересы различных социальных объединений граждан. Это в полной мере от-носится к местному самоуправлению в Российской Федерации. Только кон-ституционно-правовые и иные юридические нормы являются государствен-ными гарантиями местного самоуправления.

Так, ст. 133 Конституции РФ гарантирует местному самоуправлению, во-первых, право на судебную защиту и компенсацию дополнительных расхо-дов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а во-вторых, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Закрепление конституционного права на судебную защиту является важ-нейшей гарантией существования самого местного самоуправления как фор-мы народовластия, как одной из основ конституционного строя Российского государства. Конечно, таким же образом защищено большинство других ин-тересов и полномочий, муниципальная собственность, компетенция субъек-тов местного самоуправления, другие вопросы экономического, политическо-го, социального, юридического и иного характера, которые решаются мест-ным самоуправлением.

Однако выделение права на судебную защиту местного самоуправления является важным направлением обеспечения гарантированности его сущест-вования, поскольку местное самоуправление – это не только публичная власть местного населения, но и важнейшее политическое право каждого гражданина Российской Федерации (ст. 3 Закона «Об общих принци-пах...»).Поэтому предметом большинства судебных споров по различным во-просам местного самоуправления после принятия Конституции РФ были кон-ституционные права граждан на местное самоуправления, их права на уча-стие в местном самоуправлении, избирать и быть избранными в органы ме-стного самоуправления и т.д.

Учитывая это обстоятельство, Судебная коллегия Верховного Суда РФ отменила многие решения нижестоящих судов и приняла к своему производ-ству или направила на новое решение дела об удовлетворении исков и жалоб заявителей на основании ст. 12,32,130-133 Конституции РФ, которые являют-ся нормами прямого действия (ст. 15 Конституции РФ).

Судебная защита прав местного самоуправления значительно усилилась после принятия Пленумом Верховного Суда Постановления от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В нем указаны основания пря-мого применения норм Конституции РФ. В их число входят случаи, когда за-кон либо иной нормативный акт, принятый субъектом РФ по предметам со-вместного ведения РФ и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а фе-деральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом пра-воотношения, отсутствует (п.«г » ч. 2 Постановления).

Кроме того, если нормативный акт субъекта РФ противоречит федераль-ному закону, принятому по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, то в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом. В случае неопределенности в вопро-се о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запро-сам судов проверяет его конституционность в порядке, установленном феде-ральным законом.

1. Права местного самоуправления и судебная защита

Как уже отмечалось, ст. 133 Конституции РФ «местное самоуправление в Российской Федерации гарантирует право на судебную защиту, на компенса-цию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного са-моуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и феде-ральными законами». К гарантиям реализации этих прав и исполнения запре-тов наряду с правовым обеспечением относится механизм судебной защиты.

Вопросы судебной защиты местного самоуправления закреплены также в ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного са-моуправления , ст. 11 которой предусматривает право органов местного само-управления на судебную защиту с целью обеспечить свободу своих полномо-чий и соблюдение закрепленных в конституции или внутреннем законодатель-стве принципов местного самоуправления.

Вопросы судебной защиты прав местного самоуправления нашли отра-жение в актах федерального законодательства, в частности в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Статьей 46 «Судебная защита местного самоуправления» Закона № 154-ФЗ установлено, что «граж-дане, проживающие на территории муниципального образования, органы ме-стного самоуправления и должностные лица местного самоуправления впра-ве предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействитель-ными нарушающих права местного самоуправления актов органов государст-венной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений».

В соответствии с п. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 86 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле-ния в Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2006 г.; далее – Закон № 131-ФЗ) Закон № 154-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2009 г., а с 8 октября 2003 г. по 31 декабря 2008 г. применяется в части, не противоречащей поло-жениям гл. 12 Закона № 131-ФЗ . Согласно ч. 2.1 ст. 83 Закона № 131-ФЗ с 1 января 2006 г. до окончания переходного периода, т. е. до 1 января 2009 г., по-ложения данного Закона применяются в части, не противоречащей положе-ниям ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 83 указанного документа, согласно которым в переход-ный период законами субъектов РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Законом № 131-ФЗ поселений; указанными законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения данных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

2. Проблемы судебной защиты прав местного самоуправления

Только практика может показать, насколько эффективен механизм судеб-ной защиты прав местного самоуправления, заложенный в Законе № 131-ФЗ. На территории РФ начиная с 1995 г. было создано 11,5 тыс. муниципальных образований. Из 88 субъектов РФ 46 в полном объеме ввели в действие всту-пившие в силу положения Закона № 131-ФЗ: 16 субъектов РФ весь объем полномочий, предусмотренный ст. 14 указанного Закона, передали на уровень поселений и ввели для них систему бюджетного финансирования; 30 дали право муниципальным районам и поселениям самостоятельно решить вопрос разграничения их полномочий путем референдума, или опроса, или решения представительных органов власти.

Идеологи Закона № 131-ФЗ стремились развивать местное самоуправле-ние, так как считали его залогом развития страны в целом в экономическом, политическом и других отношениях. В дальнейшем многочисленные поправ-ки в значительной мере исказили его содержание, поэтому конфликты стали возникать даже в тех регионах, где органы местного самоуправления сущест-вуют давно.

Выделяют основные проблемы судебной защиты прав местного само-управления:

I. В Законе № 131-ФЗ отсутствуют положения, прямо указывающие на возможность судебной защиты местного самоуправления. Несмотря на то, что в переходных положениях Закона № 131-ФЗ закреплена обязанность Пра-вительства РФ в срок до 1 января 2005 г. представить в Государственную Ду-му проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений, выте-кающих из требований указанного Закона, в ГПК РФ и АПК РФ с целью обеспечить местное самоуправление правом на судебную защиту, такие зако-нопроекты внесены не были. Необходимо комплексно рассмотреть вопросы обеспечения реализации прав граждан и органов местного самоуправления на обжалование в судебном порядке отказа в государственной регистрации уста-ва муниципального образования; установления порядка рассмотрения арбит-ражными судами процедуры введения временной финансовой администра-ции; судебной защиты представительного органа местного самоуправления от неправомерного роспуска и др.

II. Отсутствует детальная регламентация механизма обращения муни-ципальных образований в КС РФ, который, как показывает анализ судебной практики, наиболее эффективно защищает права местного самоуправления. В Постановлении Конституционного Суда от 2 апреля 2002 г. № 7-П

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»