Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Государство и полновластие народа

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Стр. 2

Введение Стр. 3

Вопрос 1. Государство – основная форма реализации полновластия народа Стр. 4

Вопрос 2. Конституционное регулирование деятельности общественных объединений Стр. 14

Вопрос 3. Институты непосредственной демократии Стр. 19

Заключение Стр. 25

Список литературы Стр. 26

ВВЕДЕНИЕ

В содержание основ конституционного строя включена норма, устана¬вливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправ¬ления, политические партии и общественные организа¬ции, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативно-правовые акты.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношения с другими государствами.

Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

ВОПРОС 1. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОВЛАСТИЯ НАРОДА

Для государства, прежде всего, характерна организация политической власти на определенной территории. В этой связи статья 4 Конституции РФ определяет, что «суверенитет Российской Федерации распределяется на всю ее территорию». Данное конституционно положение имеет особое значение для России, имеющей федеративное национально-государственное устройство. Территорию Российской Федерации составляет пространство, определяемое государственной границей.

Российская Федерация, определено в ст.4 п.3 Конституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Порядок осуществления этой задачи регулируется Конституцией РФ, Законом об обороне, Законом о Государственной границе и другими нормативно-правовыми актами.

Следующим характерным признаком всякого госу¬дарства является наличие на его территории совокуп¬ности людей – населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридиче¬ского статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и дея¬тельности государства играют его граждане, составляю¬щие в своей совокупности народ – носитель суверените¬та государства.

В содержание основ конституционного строя Рос¬сийской Федерации входят и нормы, устанавливающие основные принципы института российского граждан¬ства.

Сущность и социально-правовая значимость инсти¬тута гражданства состоит в том, что, с одной стороны, граждане исполняют обязанности перед государством, а, с другой, государство обеспечивает их права и свободы, защищает своих граждан. Как установлено в ст.61 Кон¬ституции РФ, «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

Государство обладает территориальным верховен¬ством в пределах своих границ, что означает всю пол¬ноту государственной власти над своим населением. Данный признак полно отражен в ст. 4 п.2 Конституции РФ.

На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обес¬печения его нормальной жизнедеятельности. Именно в этом аппарате материализуется государственная власть.

Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы РФ. Государственную власть в субъектах Российской Федерация осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осуществляют законодательную деятельность, исполнительные органы – управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве.

Российское государство, осуществляя народовластие, делает волю народа общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. Ни один другой элемент политической системы, исключая референдум, не наделен правом издания юридически обязательных актов. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а также устанавливают иерархию актов, издаваемых различными органами.

В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.

Большинство граждан исполняют требования зако¬нов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим об¬разом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат.

Место государства в реализации полновластия на¬рода определяется его функциями, под которыми пони¬маются основные, наиболее важные направления дея¬тельности государства. В функциях выражается сущ¬ность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего на¬селения.

Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются: экономическая, социальная, функция финансового контроля, функция охраны законности и правопорядка, экологическая (природоохранительная).

1. Экономическая функция Российского госу¬дарства выражается в разработке, координации, поощ¬рении основных направлений развития экономики стра¬ны. Для современного этапа развития России характер¬но сочетание государственного регулирования и развития рыночных товарных отношений экономическими, а не административно-командными методами.

В Конституции РФ 1993 года отсутствует закрепленный в ранее действовавшей Конституции принцип централизованного, планового руководства экономической системой государства. К числу основ конституционного строя согласно Конституции РФ 1993 года следует отнести: свободу экономической деятельности; равное признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; поддержку конкуренции; свободу предпринимательской деятельности и т.д.

Государственное воздействие на экономику осуществляется через законодательную деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в области федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др. (ст. 106 Конституции РФ).

Экономическая функция государства проявляется также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики, где государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. В связи с переходом к рыночной экономике в Российской Федерации осуществляется приватизация всех видов государственной собственности, что существенно суживает этот сектор экономики.

2. Социальная функция государства выражается в его деятельности по обеспечению социальной защищенности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из ст. 7 Конституции РФ, из которой следует, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье Конституции РФ по существу определено содержание социальной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в ст.7 п.2 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пен¬сии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме этих положений, включенных в состав основ конституционного строя Российской Федерации, содер¬жание и пути реализации социальной функции госу¬дарства конкретизируются в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих компетенцию органов государствен¬ной власти.

3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюд¬жета и контроля над его исполнением. Государство осу¬ществляет в рамках этой функции финансовое, валют¬ное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию.

В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»