Право /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5;1
- 2 -
ПЛАН
Введение.
I. Понятие формы государства.
II. Форма правления:
а) особенности монархических и республиканских форм правле-
ния в разных типах государства;
б) монархическая форма правления;
в) республиканская форма правления.
III. Государственное устройство:
а) унитарное государство;
б) федерация;
в) конфедерация.
IV. Политический режим:
а) тоталитаризм;
б) демократический режим.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Категория формы занимает особое место в теории государства и пра-
ва. Каково же значение формы государства в социологии и правовой сфе-
рах, что дает нам ее изучение?
Исходя из принципов диалектического материализма мы говорим о
единстве, неразрывности формы и содержания. Если содержание - это сово-
купность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление,
то форма - это структура, организация содержания, она внутренне ему
присуща. Нет содержания вообще, есть только оформленное содержание, и
каждый предмет или явление представляет собой неразрывное единство этих
категорий. Конечно, форму определяет содержание, но она активно воздей-
ствует на него, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответ-
ствующая своему содержанию форма способствует развитию содержания. Ста-
рая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит развитие
последнего. В зависимости от условий, одно и то же содержание может
развиваться в различных формах, и их многообразие укрепляет его, де-
лает более богатым и разносторонним.
состоит в том, что она должна наиболее полно, адекватно выражать содер-
жание.
ния полностью относятся и к форме государства, следовательно, недооце-
нивать роль и значение формы в развитии государства недопустимо.
Поскольку в механизме социального управления государство высту-
пает как управляющая структура и система, призванная обеспечить опреде-
ленную упорядоченность в отношениях между людьми, его форма приобре-
тает исключительное решение, так как призвана обеспечить эффективность
государства. А от нее, как известно, прямо зависит положение государ-
5;1
- 3 -
ства на международной арене, общее благосостояние народа, которое вле-
чет за собой все остальные сферы общественной жизни и определяет их.
Так скажем, низкое материальное обеспечение население отразится на
здравохранении, образовании, поднимет уровень преступности и т.д.
От формы государства также зависит объем прав и свобод граждан
данного государства, будут ли они реально осуществляться или оста-
ваться всего лишь фикцией и т.д. О важности формы государства свиде-
тельствует тот факт, что основные ее стороны закрепляются в Конститу-
ции - основном законе государства, в соответствии с которым приводится
все действующее законодательство.
Глубокие знания формы государства позволяют ориентироваться в раз-
личных государственных явлениях, позволяют избежать ошибок и просчетов
в решении очень важных вопросов, имеющих общегосударственное значение.
Более того, знания формы государства позволяют судить о его функциях,
раскрывают характер отношений между отдельными сторонами государства и
их взаимосвязи, его классовую природу.
ГЛАВА I
Характеризуя какое-либо государство, необходимо наряду с его сущ-
ностью, функциями и механизмом рассмотреть и саму форму государства.
Как следует понимать данное понятие?
В специальной юридической литературе существует множество мнений,
порой даже противоречивых по поводу того, что являет собой форма госу-
дарства, что следует отнести к этому многогранному и широкому понятию.
Чаще всего встречается два подхода к общему понятию формы. На мой
взгляд, большинство специалистов сходится на том, что под этим поня-
тием следует понимать ту структуру государства, которая складывается из
политического режима, формы правления и государственного устройства.
При этом под формой правления понимают организацию верховной власти го-
сударства, принципы формирования и взаимотношений между высшими законо-
дательными, исполнительными и судебными органами и их взаимотношение с
ним. Но как полагает А.В.Сурилов, такое определение не должно удовлет-
ворять нас. По его мнению, форма правления - это относительно устойчи-
вый, получивший свое закрепление в конституциях и конституционном зако-
нодательстве порядок жизнедеятельности государственного аппарата, кото-
рый находит свое выражение в порядке его функционирования и в порядке
взаимотношений между структурными подразделениями, составляющими госу-
дарство, т.е. форму правления необходимо рассматривать как процесс.3 К
форме государственного устройства традиционно относят структуру, кон-
ституцию государства в целом, т.е. административно-территориальную ор-
ганизацию государственного механизма, соотношение территориальных час-
тей государств и их органов между собой и с государством в целом, тер-
риториальную организацию последнего. Политический режим представляется
как совокупность политико-правовых приемов и методов осуществления го-
сударственной власти, выражающих ее содержание и характер, т.е. как оп-
5;1
- 4 -
ределенный стиль в деятельности государственных органов; отвечает на
вопрос о том, какой социальной группе или кому принадлежит власть.
Другие при определении формы государства сосредотачивают свое вни-
мание на структуре, организации власти и управления, организации орга-
нов государства.
А поэтому, в связи с отсутствием единого мнения среди юристов,
наиболее объективным и интересным мне показался подход к решению дан-
ной проблемы В.Р.Тененбаума, по мнению которого первый подход к понима-
нию формы государства как единства трех ее сторон - формы правления,го-
сударственного устройства и политического режима - представляется не-
достаточно полным, в силу того, что он, фиксируя внимание на различных
сторонах формы государства, не выявляет того общего, что у них есть, и
не может объяснить нам ряд зависимостей между этими сторонами. Этим же
автором была подвержена критике и другая позиция, которая, по его мне-
нию, является слишком широкой, так как под такое понимание попадает не
только форма, но и механизм и функции государства по той причине, что в
этих понятиях опосредствуется и структура и организация власти и управ-
ления, что исключает возможность выделить те особенности, которые кон-
кретизируются в одном понятии. Определяя форму как завершающее понятие
в "синтезе" государства, он считает, что в нем содержатся в "снятом"
виде и сущность, и содержание, и механизм, и функции государства и в то
же время, нечто особенное и присущее только форме.
относит к форме само внутреннее устройство, которое лежит в основе со-
держания государства, а только лишь принцип и способ устройства, внут-
реннюю организацию содержания, то, что связывает элементы воедино. Поэ-
тому не представляет трудности заключить, что содержание является опре-
деляющим фактором по отношению к форме, а значит, под его воздействием
она определяется и изменяется. Хотя этот принцип реализуется несколько
специфично в сравнении с другими социальными явлениями, поскольку госу-
дарства, принадлежащие к одному и тому же этапу в развитии данной со-
циально-экономической фармации зачастую обретают различные формы. Нуж-
но сказать, что форма государства, как и его содержание и сущность ха-
рактеризуются динамической, т.е. относительной устойчивостью, но в
соотносимости с содержанием, форма государства обладает
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|