Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Государство: формы правления, устройство и политические режимы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


5;1

- 2 -

ПЛАН

Введение.

I. Понятие формы государства.

II. Форма правления:

а) особенности монархических и республиканских форм правле-

ния в разных типах государства;

б) монархическая форма правления;

в) республиканская форма правления.

III. Государственное устройство:

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация.

IV. Политический режим:

а) тоталитаризм;

б) демократический режим.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Категория формы занимает особое место в теории государства и пра-

ва. Каково же значение формы государства в социологии и правовой сфе-

рах, что дает нам ее изучение?

Исходя из принципов диалектического материализма мы говорим о

единстве, неразрывности формы и содержания. Если содержание - это сово-

купность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление,

то форма - это структура, организация содержания, она внутренне ему

присуща. Нет содержания вообще, есть только оформленное содержание, и

каждый предмет или явление представляет собой неразрывное единство этих

категорий. Конечно, форму определяет содержание, но она активно воздей-

ствует на него, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответ-

ствующая своему содержанию форма способствует развитию содержания. Ста-

рая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит развитие

последнего. В зависимости от условий, одно и то же содержание может

развиваться в различных формах, и их многообразие укрепляет его, де-

лает более богатым и разносторонним.

состоит в том, что она должна наиболее полно, адекватно выражать содер-

жание.

ния полностью относятся и к форме государства, следовательно, недооце-

нивать роль и значение формы в развитии государства недопустимо.

Поскольку в механизме социального управления государство высту-

пает как управляющая структура и система, призванная обеспечить опреде-

ленную упорядоченность в отношениях между людьми, его форма приобре-

тает исключительное решение, так как призвана обеспечить эффективность

государства. А от нее, как известно, прямо зависит положение государ-

5;1

- 3 -

ства на международной арене, общее благосостояние народа, которое вле-

чет за собой все остальные сферы общественной жизни и определяет их.

Так скажем, низкое материальное обеспечение население отразится на

здравохранении, образовании, поднимет уровень преступности и т.д.

От формы государства также зависит объем прав и свобод граждан

данного государства, будут ли они реально осуществляться или оста-

ваться всего лишь фикцией и т.д. О важности формы государства свиде-

тельствует тот факт, что основные ее стороны закрепляются в Конститу-

ции - основном законе государства, в соответствии с которым приводится

все действующее законодательство.

Глубокие знания формы государства позволяют ориентироваться в раз-

личных государственных явлениях, позволяют избежать ошибок и просчетов

в решении очень важных вопросов, имеющих общегосударственное значение.

Более того, знания формы государства позволяют судить о его функциях,

раскрывают характер отношений между отдельными сторонами государства и

их взаимосвязи, его классовую природу.

ГЛАВА I

Характеризуя какое-либо государство, необходимо наряду с его сущ-

ностью, функциями и механизмом рассмотреть и саму форму государства.

Как следует понимать данное понятие?

В специальной юридической литературе существует множество мнений,

порой даже противоречивых по поводу того, что являет собой форма госу-

дарства, что следует отнести к этому многогранному и широкому понятию.

Чаще всего встречается два подхода к общему понятию формы. На мой

взгляд, большинство специалистов сходится на том, что под этим поня-

тием следует понимать ту структуру государства, которая складывается из

политического режима, формы правления и государственного устройства.

При этом под формой правления понимают организацию верховной власти го-

сударства, принципы формирования и взаимотношений между высшими законо-

дательными, исполнительными и судебными органами и их взаимотношение с

ним. Но как полагает А.В.Сурилов, такое определение не должно удовлет-

ворять нас. По его мнению, форма правления - это относительно устойчи-

вый, получивший свое закрепление в конституциях и конституционном зако-

нодательстве порядок жизнедеятельности государственного аппарата, кото-

рый находит свое выражение в порядке его функционирования и в порядке

взаимотношений между структурными подразделениями, составляющими госу-

дарство, т.е. форму правления необходимо рассматривать как процесс.3 К

форме государственного устройства традиционно относят структуру, кон-

ституцию государства в целом, т.е. административно-территориальную ор-

ганизацию государственного механизма, соотношение территориальных час-

тей государств и их органов между собой и с государством в целом, тер-

риториальную организацию последнего. Политический режим представляется

как совокупность политико-правовых приемов и методов осуществления го-

сударственной власти, выражающих ее содержание и характер, т.е. как оп-

5;1

- 4 -

ределенный стиль в деятельности государственных органов; отвечает на

вопрос о том, какой социальной группе или кому принадлежит власть.

Другие при определении формы государства сосредотачивают свое вни-

мание на структуре, организации власти и управления, организации орга-

нов государства.

А поэтому, в связи с отсутствием единого мнения среди юристов,

наиболее объективным и интересным мне показался подход к решению дан-

ной проблемы В.Р.Тененбаума, по мнению которого первый подход к понима-

нию формы государства как единства трех ее сторон - формы правления,го-

сударственного устройства и политического режима - представляется не-

достаточно полным, в силу того, что он, фиксируя внимание на различных

сторонах формы государства, не выявляет того общего, что у них есть, и

не может объяснить нам ряд зависимостей между этими сторонами. Этим же

автором была подвержена критике и другая позиция, которая, по его мне-

нию, является слишком широкой, так как под такое понимание попадает не

только форма, но и механизм и функции государства по той причине, что в

этих понятиях опосредствуется и структура и организация власти и управ-

ления, что исключает возможность выделить те особенности, которые кон-

кретизируются в одном понятии. Определяя форму как завершающее понятие

в "синтезе" государства, он считает, что в нем содержатся в "снятом"

виде и сущность, и содержание, и механизм, и функции государства и в то

же время, нечто особенное и присущее только форме.

относит к форме само внутреннее устройство, которое лежит в основе со-

держания государства, а только лишь принцип и способ устройства, внут-

реннюю организацию содержания, то, что связывает элементы воедино. Поэ-

тому не представляет трудности заключить, что содержание является опре-

деляющим фактором по отношению к форме, а значит, под его воздействием

она определяется и изменяется. Хотя этот принцип реализуется несколько

специфично в сравнении с другими социальными явлениями, поскольку госу-

дарства, принадлежащие к одному и тому же этапу в развитии данной со-

циально-экономической фармации зачастую обретают различные формы. Нуж-

но сказать, что форма государства, как и его содержание и сущность ха-

рактеризуются динамической, т.е. относительной устойчивостью, но в

соотносимости с содержанием, форма государства обладает

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»