Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Древнерусское право

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Раздел II. Древнерусское право

Глава 1. Источники права

Процесс возникновения права так же сложен, как и про¬цесс возникновения государства. И протекают оба этих процес¬са одновременно. Если отталкиваться от положения, что реали¬зация права обеспечивается государством, то приходится при¬знать, что право не может возникнуть раньше государства. Ес¬тественно, и в догосударственный период имелись нормы, регу¬лировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиоз¬ные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались прежде всего бла¬годаря авторитету традиций, общественного мнения и религи¬озных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы на¬казания со стороны государства.

Обычное право. Отношение государства к обычаям пле¬менного строя и периода военной демократии было неодинако¬во. Одни обычаи регулировали отношения, в которые государ¬ство не считало нужным вмешиваться, предоставляя населе¬нию самому решать, соблюдать их или не соблюдать. Эти нор¬мы так и действовали как нормы обычаев. В частности, госу¬дарство не вмешивалось в ход проведения сельскохозяйствен¬ных работ, здесь продолжал действовать календарь — древ¬нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и пр. Другие обычаи оказались вредными в новых условиях, и госу¬дарство всеми силами стремилось их изжить. Так, в связи с переходом в руки государственных органов суда по наиболее тяжким правонарушениям (например, убийству, разбою) госу¬дарство преследует суд и расправу общины над преступника¬ми, что нашло отражение и в древнейших законах, например, в ст. 33 Краткой Правды. Еще одну категорию обычаев составля¬ли те, в соблюдении которых государство было настолько заин¬тересовано, что готово было всеми силами принуждать к их исполнению.

Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовыми и в совокупности явили собой древнейший, первый по времени возникновения источник права — обычное право. Итак, нормы догосударственного периода как бы плавно врас¬тают в право. Примечательно, что право у славян обозначалось общим термином "правда".

Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти на¬рода. Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного пра¬ва были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказа¬ний.

В сфере уголовного права нормы обычного права действо¬вали достаточно долго. В начале XI века Ярослав законодатель¬ным путем закрепил правовой обычай кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование имущест¬венных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку го¬сударство не спешило вмешиваться в сферу частных отноше¬ний. Длительное время законодатель не касался порядка за¬ключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты, возникавшие на этой почве, заставляли государст¬во так или иначе реагировать. Особое значение приобретали символы и обряды, долженствующие заставить стороны испол¬нить обязательство не только при помощи хорошо запоминаю¬щихся свидетелям и самим сторонам действий, но и с опорой на религиозные верования. Можно назвать следующие символы, активно использовавшиеся в обрядах, которые сопровождали заключение договоров: рукобитье, руковица, ключ, дерн и пр. Однако постепенно, с развитием экономических связей, поря¬док заключения договоров упрощается, символы и обряды из норм права вновь переходят в разряд норм обычая, к соблюде¬нию которых государство относится, скорее, безразлично, чем отрицательно.

Среди норм обычного права, регулировавших имуществен¬ные отношения, выделяются нормы, регулировавшие отноше¬ния между купцами. Купцы были связаны единством профес¬сиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, вза¬имном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складыва¬лись обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создава¬лось торговое обычное право. В ряде случаев государство изда¬ет специальные нормативно-правовые акты, включающие нор¬мы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, норматив¬но-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гра¬жданского.

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулиро¬вались исключительно обычным правом. Христианство с его серьезным отношением к браку и семье вступило в непримири¬мую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Однако вытесненные из права обычаи времен языче¬ства еще долго (если не до наших дней) соседствовали с норма¬ми церковного права, регулировавшими семейно-брачные отно¬шения в христианской Руси. Совершенно особой сферой дейст¬вия норм обычного права было регулирование внутри- и ме¬жобщинных отношений. Здесь правовой обычай сохранялся длительное время в неизменном виде.

В области публичного права (помимо сферы уголовного права) нормами обычного права определялись порядок деятель¬ности органов государства и их компетенция, порядок форми¬рования войска, сбор налогов и пр.

Обычное право как источник права удобен своей консерва¬тивностью: его нормы широко известны и к ним привыкли. Со¬блюдение норм правового обычая, помимо силы государствен¬ного принуждения, обеспечивается и их сакральным, религиоз¬ным, характером. Однако экономическое, социальное и полити¬ческое развитие общества требует урегулирования тех отно¬шений, которые были неизвестны ранее или способ регулиро¬вания которых в силу изменившихся обстоятельств должен измениться. Здесь обычное право как источник права не подхо¬дит: его нормы складываются слишком медленно, а .изменить старые практически невозможно. Вот тогда и появляется новый источник права — нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт. Будучи вторым после право¬вого обычая по времени возникновения, нормативно-правовой акт постепенно вытесняет его и становится первым по значе¬нию источником древнерусского права. Первоначально норма¬тивно-правовой акт опирался на правовой обычай, но в даль¬нейшем используется судебная практика; при регулировании семейно-брачных и в какой-то степени имущественных отно¬шений происходит заимствование норм иностранного права, главным образом болгарского и византийского.

Нормативно-правовой акт как источник права обладал не¬оспоримыми преимуществами: он очень гибок — его нетрудно отменить или изменить. Письменная форма облегчала уяснение его содержания и давала возможность проконтролировать пра¬вильность исполнения.

Первые нормативно-правовые акты, вероятно, регулиро¬вали отношения, не урегулированные нормами обычного права. Исходя из этого, в качестве первых нормативно-правовых ак¬тов можно назвать акты, устанавливавшие порядок регулиро¬вания отношений между обществом, объединенным в общины, и людьми, находящимися вне общин, под непосредственной за¬щитой князя. Это прежде всего дружинники, купцы, изгои, ино¬странцы.

Международные договоры также являют нам один из наи¬более древних примеров нормативно-правовых актов.

Крещение Руси потребовало урегулирования отношений между церковью и государством.

Нормативно-правовые акты, принимаемые князьями, на¬зывались, как правило, "устав", "покон". Одним из источников княжеского законодательства были правовые обычаи, которые несколько изменялись или дополнялись законом. Другим важ¬нейшим источником княжеского законодательства служила су¬дебная практика. Разрешение конкретного спора ставило перед князем подчас сложную проблему: ему приходилось при выне¬сении решения создавать правовую норму. Казуистический спо¬соб изложения правового материала дает нам достаточно при¬меров подобного правотворчества.

Нормативно-правовой акт, как правило, принимался в свя¬зи с конкретными обстоятельствами. Поэтому в законах часто отсутствуют положения, совершенно необходимые с точки зре¬ния современного юриста. Так, в Русской Правде полностью отсутствует норма о порядке заключения договора мены. Это естественно для древнего законодательства: зачем записывать то, что и так известно.

К важнейшим нормативно-правовым актам Древнерусско¬го государства относятся: договоры Руси с Византией (или Руси с Греками), Русская Правда, церковные уставы, а также сбор¬ники церковных законов, пришедшие к нам из Византии.

Упоминания о договорах Руси с Византией и тексты неко¬торых из них содержатся в Повести Временных лет под 907, 911, 944, 971 гг. Подлинность их в настоящее время не вызывает сомнений. Оспаривается лишь факт заключения договора в 907 году. Ряд исследователей предполагает, что в 907 году было заключено предварительное соглашение, а в 911 году разви¬вающий и дополняющий его договор. Договоры Руси с Византи¬ей заключались после окончания военных походов Руси на Ви¬зантию. Успех похода влиял на содержание договора. Договоры регулировали широкий круг отношений: определяли внешнюю

политику государств, имущественные отношения; много норм посвящено преступлению и наказанию. Особенностью догово¬ров является сочетание в них норм византийского и русского права. Характерна отсылка к "Закону русскому", по которому судили русских в Византии.

Такие нормативно-правовые акты, как церковные княже¬ские уставы и Русская Правда, —документы сложного состава. В их основе лежит несколько княжеских грамот, дополненных отдельными статьями и с течением времени объединенных в единое целое.

Первоначальный текст древнего документа называется протографом. С него переписчики делали копии, называемые списками. Поскольку подлинные тексты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»