Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Естественно-правовая теория

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права

Кафедра прав человека и политико-правовых учений

ВЫПУСКНАЯ (ДИПЛОМНАЯ) КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Естественно-правовая теория и её значение

для развития прав и свобод человека и гражданина

Выполнил

Студент V курса дневного отделения

Шакиров Искандер Аликович

"К защите допущен", – Научный руководитель

зав. кафедрой

д.ю.н., профессор к.ю.н., д.п.н, профессор

подпись __________ подпись __________

Самигуллин В.К. Утяшев М.М.

"__" _____________ 2003 г. "__" _____________ 2003 г.

Уфа – 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 6

1.1 Мифические представления.

1.2 Понимание естественного закона греческими философами и римскими юристами в эпоху античности. 7-10

1.3 Новое время. Оформление естественно-правовых взглядов в полноценную правовую теорию. 11

1.4 "Антиестественноправовые" концепции. Юридический позитивизм. 41

1.5 Новейшее время. XX век. 44

Естественное право с меняющимся содержанием Рудольфа Штаммлера.

1.6 Неотомисты. Современные теории. 46

1.7 Возрождённое естественное право. 48

1.8 Небольшое резюме по поводу естественности в человеке и его прав. 50

2. СПОР О НРАВСТВЕННОМ СМЫСЛЕ И ОПРАВДАНИЕ

ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 34

2.1 Учение П.И. Новгородцеве о естественном праве.

2.2 Антиномия морали и права в контексте раздела.

3. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. — Жан Жак Руссо

Законодатель, вводящий законы, противоречащие законам природы... преступен. По существу, это порождение преступлений с целью их последующего наказания. Таким образом, ничего не остаётся неизменным, помимо врождённых и неотъемлемых прав человека. – Т. Джефферсон

"Вообще было бы наивно думать, что какой-либо государственный строй

может быть более совершенным, чем сама человеческая природа".

Неизвестный автор

ВВЕДЕНИЕ

Начну с того, почему я выбрал именно эту тему в качестве своего выпускного квалификационного труда, которая, в строгом смысле, даже не является темой моей специализации в университете. Дело в том, что в последние годы я очень усиленно размышлял на темы самых общих проблем целей права и государства. Это не могло не привести меня к вопросу о справедливости в праве и неравенства между людьми в обществе. Кроме того, на протяжении всех лет обучения праву в ВУЗе мне не давало покоя бесконечные ссылки и апелляции на это загадочное понятие. Итогом этих исканий, как вы видите, стало теоретическое изучение мной естественно-правовой концепции. Однако, и это почтенное учение всё таки не оправдало моих надежд на нахождение истины, но об этом далее…

Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым, как бы, независимых от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. За многовековое существование естественного права его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей.

Например, в нашей стране, в начале 90-ых гг. XX в. вместо прежних идеологических принципов тоталитарного социализма (а многие из них получили правовое выражение, прежде всего, в конституциях того времени) утвердились новые ценности – общечеловеческие. В книгах и статьях, выступлениях публицистов и государственных деятелей говорится о "естественных и неотчуждаемых" правах человека, о "священной и неприкосновенной частной собственности", рыночной экономике, разделении властей, гражданском обществе, автономии местного самоуправления. Названные выше идеологемы сформулированы в основном замечательной плеядой энциклопедистов и просветителей XVII-XVIII веков. Равно как и "вечные" требования свободы, равенства, демократии, справедливости, они сохраняют огромный гуманистический потенциал и в наше время. Многие из них возведены теперь в ранг общечеловеческих ценностей, зафиксированы в международном и внутригосударственном праве. Этой модели следует и Конституция РФ 1993 г., часть 2 статьи 17 которой гласит: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения". Правда, в российской Конституции, как и во многих зарубежных основных законах, нет словосочетания "естественные права", но все комментаторы вышеприведённой статьи считают, что речь идет именно о естественных правах .

И вместе с тем, я считаю, что для нас, молодых юристов, сегодня целесообразно возвращение к проблеме естественного права прежде всего в связи с попытками культивирования в российском обществе западных политико-правовых ценностей.

Сегодня любая попытка лишить какую-либо категорию граждан политического равноправия была бы неизбежно воспринята всем обществом как признак того, что этих лиц, грубо говоря, не считают за людей. А если так, то, очевидно, даже самым суровым критикам естественно-правовой теории и современной западной демократии следует примириться с её существованием – во всяком случае, с её основными принципами. Идея универсальности человеческого достоинства и исходной равноценности людей, разумеется, не нова и не является изобретением современной демократии. В европейской традиции, например, эта идея тесно связана с иудео-христианским представлением о человеке, созданном по образу и подобию Божьему. Все люди равны в том смысле, что они равны перед Создателем. Из этого, в принципе (хотя далеко не всегда на практике), делался вывод о некой фундаментальной нравственной равноценности Божьих созданий. Современная демократия распространяет эту равноценность на сферу гражданской и политической жизни; политическое равноправие провозглашается естественным правом человека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

МИФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Обращение к природе, как источнику человеческих прав имеет почтенную историю.

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать) ма-ат – естественно-божественному порядку справедливости. Понятие "ма-ат" здесь несёт по существу ту же смысловую нагрузку, что и понятие "рта" (рита) в Ригведе (священных гимнах индоариев), "дао" – в древнекитайской мифологии, "дике" – у древних греков и т.д.; речь во всех этих случаях идёт о "правде-справедливости", которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Восхваление божественное справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в "Поучении Птахотепа" (XXVIII в. до н. э.), Книге мёртвых (ок. XXV–XXIV в. до н. э.), "Поучении гераклеопольского царя своему сыну" (ок. XXII в. до н. э.) и др. В "Поучении Птахотепа" присутствует представление о естественном равенстве всех свободных ("нет рожденного мудрым").

По древнешумерскому мифу, воспринятому в дальнейшем также и в Вавилоне, в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш, жестоко карающий всё злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит "стезю Шамаша" – путь правды, справедливости и права, ждёт, по тогдашним правопредставлениям, неминуемая и суровая кара. Эти представления широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н. э. – Законах Хаммурапи. Справедливость, о которой говорится в Законах Хаммурапи, подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий и т. д.

"Природа, как источник человеческих прав неявно присутствует также в трактате Лао-Цзы, в котором написано, что в людях от природы заложены чувства независимости и взаимной солидарности и что правители должны считаться с ними, если хотят добиться положительных результатов. Учение Мо-цзы, в противовес конфуцианству, проповедовавшему покорность и сыновюю подчинённость властям, утверждает, что сами люди – важнейший элемент государства и народ имеет полное право восстать и сменить несправедливую или бездеятельную

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»