Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Жилищный кодекс

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в нашей стране неминуемо привело к существенным изменениям жилищных отношений, что выразилось в приватизации жилищного фонда с его передачей в частную собственность граждан и юридических лиц, демонополизации и развитии конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, развитии новых форм жилищных правоотношений, совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечении государственного регулирования в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, стимулировании создания товариществ собственников жилья и обеспечении стабильной социальной защиты населения в жилищных отношениях.

Основная ставка сделана на то, чтобы потребность граждан в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств участников жилищных отношений, но при непосредственной поддержке государства в виде предоставления безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, выпуска жилищных сертификатов, жилищного кредитования, приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и в целом ряде других мер, направленных на создание широкого социального слоя частных собственников жилья, рынка жилья и коммунальных услуг.

В то же время необходимо признать, что проверенный многолетней практикой порядок обеспечения граждан жилыми помещениями безвозмездно в порядке очередности следует сохранить для социально незащищенных слоев населения в качестве особой социальной помощи государства, но он должен трансформироваться в более совершенные современные формы, что позволит в будущем вплотную подойти к решению жилищной проблемы.

В таких условиях государство вынуждено идти на крайние меры, заключающиеся в резком повышении стоимости жилья и коммунальных услуг, переложении бремени содержания жилья на плечи рядовых граждан.

Решение вышеуказанных проблем является приоритетной задачей государства.

Немаловажным проблемным вопросом в жилищной сфере также является огромное количество законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принятых еще в доперестроечную эпоху и в большинстве своем морально устаревших и противоречащих действующему российскому законодательству.

Выбор темы настоящей работы не случаен и направлен на глубокое исследование вопросов жилищного права, а именно пользования жилыми помещениями по договору найма жилого помещения и обосновывается:

- желанием автора специализироваться в области жилищного права;

- большой социальной значимостью жилищных вопросов;

- приоритетностью решения жилищных вопросов на государственном уровне;

- сложностью и многообразностью форм жилищных правоотношений;

- заинтересованностью широких масс населения в предоставлении квалифицированной юридической помощи по жилищным вопросам;

- перспективностью темы;

- специфичностью жилищного права как отрасли права.

По данным социологических исследований, наиболее часто граждане обращаются за юридической помощью по поводу жилищных проблем – 31,6% от общего числа опрошенных. Граждан в первую очередь интересуют вопросы получения жилья, постановки на очередь, прописки (регистрации), соблюдения прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем, приватизации жилья, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, наследования жилья и т. п. Далее следуют вопросы трудовых правонарушений – 17,5%, социальное обеспечение – 11%, конфликты с органами государственной власти – 11% и т. д.

В настоящей работе раскрываются понятие, содержание, основания и порядок заключения, изменения и прекращения договора найма жилого помещения, правовые последствия совершения участниками жилищных правоотношений юридически значимых действий, соотношение социального и коммерческого найма, судебная практика, мнения юристов теоретиков и практиков, а также собственные взгляды и выводы автора.

I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ЖИЛИЩЕ

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (ст. 25) «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» .

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в числе основных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина право на жилище (ст. 40): «Каждый имеет право на жилище».

Провозглашая право каждого на жилище, часть первая статьи 40 Конституции РФ устанавливает гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища».

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом, призванном на государственном уровне защищать права граждан. Вместе с тем, оно служит юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, системы жилищных правоотношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

В отношении содержания права граждан на жилище в литературе существуют различные точки зрения. По мнению С.М. Корнеева, право на жилище имеет две составные части: во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользования тем жилищем, которое у него имеется; во-вторых, государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем . Аналогичного мнения придерживается и ряд других правоведов .

В.П. Грибанов считает, что право на жилище означает гарантированную законом возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами и средство, обеспечивающее удовлетворение данной потребности . Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции РФ:

1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципаль¬ного и других жилищных фондов;

2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражда¬нами, нуждающимися в жилище – путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, му¬ниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основа¬нии договора (коммерческого найма и др.);

4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых поме¬щений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

5) с конституционным правом на жилище тесно и непо¬средственно связаны и такие нормы Конституции РФ, кото¬рые предусматривают неприкосновенность жилища и защи¬ту от проникновения в него других лиц помимо воли прожи¬вающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Право на жилище является непосредственно действующим. Оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В качестве одного из основных социально-экономических прав, право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина РФ. Наличие этого права у граждан РФ корреспондирует соответствующие обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные прежде всего с предоставлением жилых помещений в пользование в случаях, предусмотренных в законе, расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием в развитии частного фонда, всемерной поддержке в приобретении и строительстве гражданами жилья, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилыми помещениями.

Провозглашенное в Конституции РФ право на жилище носило бы декларативный характер, если бы не был создан государственно-правовой механизм его реализации.

Общие положения Конституции РФ о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что ее отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Конституционное понятие права на жилище не сводится к гражданско-правовому понятию право на жилую площадь, под которым обычно подразумевается комплекс правомочий нанимателя по пользованию и распоряжением жилым помещением, предоставленным

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»