Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

История правового регулирования земельных отношений в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра экологического и земельного права

контрольная РАБОТА

По земельному праву

тема: История правового регулирования земельных отношений в России

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил: Криволапова Л.В.

2001 г.

Содержание

1. Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

2. Столыпинская аграрная реформа 1906 г.

3. Земельные отношения накануне 1917 г.

4. Становление земельного права в годы Советской Власти

 Декрет о земле

 Социализация земли

 Первый земельный кодекс 1922 г.

 Образование Союза ССР и земельное законодательство

5. Земельная реформа в Российской Федерации и её правовое закрепление

 Начало реформы

 Первые правовые акты земельной реформы

 Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

1. Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

Объем прав, предоставляемых аграрным про¬изводителям, на землю — это один из нагляд¬ных показателей отношения государственной политики к сельскому хозяйству. На кого и в какой степени возла¬гается основное бремя хозяйствования на земле, кто интересен го¬сударству как основной субъект использования сельскохозяйствен¬ных земель; какие меры принимаются по охране сельскохозяйст¬венных земель — все эти вопросы приобретают специфическое ка¬чество в периоды аграрных реформ. К ним добавляется ряд новых политических аспектов. Государственный режим, влиятельные об¬щественные круги, интересы которых так или иначе затрагивает земельная реформа, экономическая, международная ситуация, даже чисто субъективные условия появления лиц, способных возглавить преобразования, — все имеет значение для возникновения и хода реформ. Не последнее место здесь занимают и идеологические ори¬ентации правящих кругов. На одном из этапов подготовки право¬вых основ проведения реформ существенное значение приобрета¬ют правовые и экономические теории, так как при их отсутствии или недостаточной разработанности идеи реформ, как это показы¬вает практика, либо остаются нереализованными, либо реализуют¬ся в непредсказуемом направлении.

Все это можно отнести и к земельной политике российских властей в отношении аграрных реформ.

Начало серьезной работы по подготовке аграрной реформы середины XIX в. непосредственно связано с началом царствования Александра II (1855 г.).

Ситуация в стране, сложившаяся к моменту воцарения, была весьма тяжелой. Экономический кризис внутри страны из-за от¬сталости производства усугублялся падением международного ав¬торитета, связанного с неудачами крымской войны. Россия теряла прежние позиции на международном сельскохозяйственном рынке. Сельскохозяйственное производство оставалось весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на его развитие. И страшным доказательством этого был рост крестьянских волнений.

Александр II принимает решение о проведении реформ, и, преж¬де всего аграрной. Однако известному Манифесту 1861 г. предше¬ствовала почти пятилетняя работа по подготовке условий проведе¬ния преобразований и основных документов. Сперва был образован Секретный комитет (1857 г.), основной задачей которого был не¬гласный сбор информации о состоянии крестьян в это время. Вслед за этим в некоторых губерниях открывались свои комитеты по об¬суждению крестьянского вопроса (в том числе в Литве, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде). В 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу занял место Секретного, после чего работы по подготовке реформ стали проводиться гласно.

Работа была поставлена таким образом, что сперва (еще Сек¬ретным комитетом) губерниям были разосланы вопросы, прислан¬ные ответы на которые легли в основу проекта проведения реформ. Специальная Комиссия Главного комитета была обязана изучать присылаемые из губерний ответы и предложения по реформе.

В 1958 г. специально для проведения окончательных законопроектных работ был создан особый орган, названный Редакцион¬ными комиссиями. Он состоял наполовину из представителей пе¬тербургских чиновников и наполовину из лиц, зарекомендовавших себя как специалисты в крестьянском, аграрном и иных вопросах, имеющих отношение к реформам. Таким образом, состав Редакци¬онных комиссий был весьма разнообразным и авторитетным. Воз¬главил их Ростовцев.

Работа Редакционных комиссий на протяжении всего их дей¬ствия была намеренно гласной. Сведения о работе публиковались и обсуждались в российской печати. Организатор работ, Ростовцев, видел в этом возможность привлечь к подготовке проектов как можно больше идей и мнений. При подготовке проекта реформ не обо¬шлось и без столкновений различных концепций их проведения.

Крупное российское дворянство, владевшее большими земель¬ными территориями, в первую очередь было заинтересовано в про¬ведении реформ с наименьшими жертвами со своей стороны. Поте¬ря земельных площадей в ходе реформ была явно не в их интере¬сах. Боялись они и усиления крестьянских волнений. Поэтому круп¬нопоместное дворянство усиленно продвигало проект, на основе которого крестьяне освобождались бы "лично", т. е. без земли. Освобождение должно было проходить постепенно — от губернии к губернии.

Влияние консервативных кругов, в которые входили и крупные государственные чиновники, и представители известных в Рос¬сии дворянских фамилий, было очень велико. Более прогрессивно¬му политическому блоку (в него вошли не менее влиятельные чи¬новники Петербурга, представители губерний и авторитетные об¬щественные деятели) пришлось проявить немалое политическое умение, чтобы преодолеть это давление и не довести дело до госу¬дарственного кризиса.

Сторонники более прогрессивных преобразований отстаивали необходимость освобождения крестьян одновременно по всей Рос¬сии и наделение их землей. В общем и целом, эта концепция ре¬форм победила. Единственная уступка требованиям консерваторов заключалась в том, что крестьяне наделялись землей не бесплатно, а с обязанностью выплатить помещику (бывшему хозяину) выкуп¬ных платежей.

Что представляло из себя новое законодательство о крестья¬нах?

Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестья¬нах, Положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому за¬конодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже го¬ворилось, использование земельных участков существенно ограни¬чивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в тео¬рии сложилось мнение о надельном землепользовании как о разно¬видности долгосрочной аренды — оброчном пользовании.

Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России признавалась крестьянская земельная община. Внутри зе¬мельной общины крестьянской семье (крестьянскому двору) предо¬ставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравнове¬сить права крестьянских дворов на надел, для общины было уста¬новлено право периодического "передела" земли — особой проце¬дуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины.

В иных (южных и прибалтийских) губерниях субъектом зе¬мельных отношений был признан крестьянский двор, именно он наделялся правами на надел.

Установленная разница в режиме крестьянского землевладе¬ния в центральных и окраинных частях России была обусловлена низким благосостоянием крестьян центральных губерний. При про¬ведении реформ предполагалось, что в общине крестьянам будет проще наладить доходное хозяйство и справиться с выкупными платежами. Как показало дальнейшее развитие событий, это пред¬положение оправдало себя не вполне.

Законы от 26 июля 1863 г. и от 24 ноября 1866 г. продолжили реформу тем, что уравняли статус удельных, государственных и помещичьих крестьян, тем самым объединив их в сословие крес¬тьян с единой юрисдикцией.

Законодательство 1863 г. (Законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивали права надельных крестьян в вопросах передела за¬лога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выпла¬ту выкупных платежей. Это не позволило приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще некото¬рое время.

18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк. В том, что касалось прав крестьян на землю, его роль заключалась в некотором упрощении получения (приобретения) земельных участ¬ков крестьянами на праве личной собственности, не распростра¬ненной среди этого сословия. Однако до реформы начала XX в. операции Банка не играли существенной роли в расширении прав собственности на крестьянские земли.

Таким образом, начиная с 1861 г. крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству.

Однако еще долгое время после первых реформенных шагов середины XIX в. законодательство о крестьянах, и законодательст¬во о крестьянском землепользовании в том числе, носило достаточ¬но специфических черт, чтобы теоретикам представилась возмож¬ность говорить о

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»