Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349)

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Феде¬рации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оператив¬но-розыскных мероприятий.

1. В преамбуле (рrаетbи1иs — предшествующий, лат.) Федерального закона в сжатом, концентрированном виде указано на его предназначение и характер, далее раскрываемые в самом тексте. Так, настоящий Федераль¬ный закон определяет: содержание оперативно-розыскной деятельности че¬рез цели и задачи этой деятельности (см. комментарий к ст. ст. I и 2); обя¬занности, права и ответственность государственных органов, ее осуществляющих (см. комментарий к ст.ст. 14, 15 и 5); через определение оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. комментарий к ст.ст. 7 и 8); использование результатов оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. II) и др.

2. Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы дей¬ствия Федерального закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Федеральный закон полностью применяется на всей территории Российской Федерации (включая территорию всех составляю¬щих ее субъектов).

В соответствии со ст.ст. 1 и 5 Закона Российской Федерации «О Госу¬дарственной границе Российской Федерации» (в ред. от 29 ноября 1996 г.) территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство . В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами океана, к рос¬сийской территории относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на мате¬рике, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от

прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Перечень географических координат таких точек с указанием их основных геодези¬ческих данных утверждается Правительством Российской Федерации и пу¬бликуется в «Извещениях мореплавателям».

Территорией Российской Федерации считаются гражданские судна в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под фла¬гом или с опознавательным знаком Российской Федерации, не находя¬щиеся на территории другого суверенного государства или же не проле¬тающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под флагом Российской Федерации, а также военные летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией Российской Федерации вне зави¬симости от того, где они находятся.

Однако следует помнить, что территории посольств и консульств Рос¬сии в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики СССР) территорией Российской Федерации не являются. Вместе с тем рос¬сийские представительства за рубежом обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих долж¬ностных лиц дипломатического представительства (как правило, руково¬дителя) входить на территорию представительства кому-либо (включая официальных представителей государства пребывания) нельзя.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в преде¬лах территориальных вод или воздушного пространства Российской Феде¬рации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Следовательно, для реализации цели оперативно-розыскной деятельности (см. ст.1) нормы Федерального закона применяются и в указанных средах.

Федеральный закон применяется также в исключительной экономи¬ческой зоне и на пространстве континентального шельфа России. Исклю¬чительная экономическая зона России устанавливается в морских аквато¬риях, находящихся вне пределов территориальных вод России и прилегающим к ним, включая районы вокруг принадлежащих России ост¬ровов. Внешняя граница данной зоны расположена на расстоянии 200 мор¬ских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориаль¬ные воды России.

Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных бо¬гатств (полезных ископаемых) континентального шельфа Российской Фе¬дерации промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией России . Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе Российской Федерации правоотношения регулируются, согласно п. «н» ст. 71 Конституции, федеральным законодательством.

На практике иногда путают понятие территории Российской Федера¬ции с понятием таможенной территории Российской Федерации. Они не тождественны. Таможенная территория Российской Федерации есть сухо¬путная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусствен¬ные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федера¬ция обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного де¬ла (см. ст. 3 Таможенного кодекса).

3. Кроме непосредственно указанного в преамбуле Федерального зако¬на территориального принципа действия оперативно-розыскного закона в пространстве, следует знать еще о трех принципах его действия в про¬странстве — гражданства, универсальном и реальном принципах. Их учет в оперативно-розыскной деятельности вытекает из требований статьи 1 Федерального закона о необходимости достижения цели оперативно-розыскной деятельности — защите соответствующих субъектов от пре¬ступных посягательств (см. п. 13 комментария к ст. 1) и основывается на положениях ст.ст. 12 и 13 УК РФ.

Принцип гражданства действия оперативно-розыскного закона в про¬странстве. Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ «Действие уголовного закона в от¬ношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Феде¬рации» граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Феде¬рации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (при наличии ряда условий, предусмотренных уголовным законом).

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоци¬рующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совер¬шенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответ¬ственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 12 УКРФ).

Реальность исполнения данных предписаний законодателя во многом зависит от принятия соответствующих мер оперативно-розыскного харак¬тера. Поэтому осуществление оперативно-розыскных мероприятий в от¬ношении указанных в ст. 12 УК РФ лиц в связи с совершением преступле¬ний за пределами Российской Федерации в перечисленных законодателем случаях выглядит достаточно обоснованным.

Универсальный принцип действия оперативно-розыскного закона в про¬странстве. В соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Россий¬ской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Фе¬дерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Феде¬рации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привле¬каются к уголовной ответственности на территории Российской Федера¬ции.

Эффективность борьбы с международными преступлениями и с пре¬ступлениями международного характера зависит не только от принятия различными государствами совместных уголовно-правовых мер (например, принятия конвенций о борьбе с распространением наркотиче¬ских средств), но также от совместных мер в области оперативно-розыскной деятельности. Так, Российская Федерация заключила ряд дву-

сторонних соглашений по пограничным вопросам с отдельными сопре¬дельными государствами. Одним из пунктов данных соглашений является, как правило, распространение действия российского оперативно-розыскного закона (в определенных пределах) на территорию соответ¬ствующего государства (см. л. 7 комментария к ст. 4). В частности, в ст. 5 Соглашения между Россией и Республикой Кыргызстан от 9 октября 1992 г. «О статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Кыргызстан» предусмотрено, что в интересах охраны государственной границы Республики Кыргызстан с Китаем Груп¬па Пограничных войск Российской Федерации в Республике Кыргызстан во взаимодействии с Государственным Комитетом по национальной без¬опасности и другими правоохранительными органами Республики Кыр¬гызстан ведет оперативную и розыскную работу, дознание по делам о на¬рушении государственной границы. Причем этим Соглашением предусмотрено, что только неотложные следственные действия осу¬ществляются в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Следовательно, оперативно-розыскная деятельность проводится по прави¬лам российского законодательства в области оперативно-розыскной дея¬тельности.

Реальный принцип действия оперативно-розыскного закона в про¬странстве. Он заключается в том, что оперативно-розыскная работа в от¬ношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации и совершивших преступление вне пре¬делов Российской Федерации, возможна только при условии привлечения их к уголовной ответственности по российскому уголовному закону (в слу¬чаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 УК РФ).

Таким образом, с учетом перечисленных выше принципов действия Федерального закона в пространстве, оперативно-розыскные мероприятия считаются правомерными в следующих случаях:

если

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»