Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Конвенция о правах военнопленных, ее история, практическое воплощение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Добро пожаловать на мой сайт:

http://zfich.narod.ru

Конвенция о правах военнопленных, ее история, практическое воплощение.

Подготовил:

Руководитель:

г. Астрахань

2005 г.

Содержание:

1. Введение

2. История конвенции

3. Роль МККК

4. Статус военнопленного

5. Основные положения

6. Соблюдение конвенции

7. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемирные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В нее было втянуто около 1,5 млрд. человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В нее было вовлечено 72 государства, примерно 80% населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 10 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. чел.

Так же известен тот факт, что во время вооруженных конфликтов с военнопленными обращались недостойно. Их пытали, плохо кормили (а иногда и вообще не давали пищи), не предоставляли условий для жизни, производили психологическое давление, издевались, расстреливали и т.д. Ни для кого не секрет, что во времена второй мировой войны, над советскими солдатами, попавшими в плен, приводились опыты, что очень влияло на здоровье и психическое состояние военнопленных. Одни утверждают, что это было вследствие того, что Советский Союз не ратифицировал Женевскую конвенцию, другие, что Фашистская Германия не соблюдала ее.

Потрясенное последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров. Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживается в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения». Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него– право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплению в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооруженных сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в мирных целях поддержания или постановления международного мира и безопасности. Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Несмотря на то, что международное сообщество предлагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние пятьдесят лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней.

ИСТОРИЯ КОНВЕНЦИИ

Начало развития всего международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным Комитетом Красного Креста.

В Женевской Конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права.

В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета.

В настоящее время основными актами международного гуманитарного права в области защиты жертв войны являются четыре Женевские Конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер, потому, что участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны.

РОЛЬ МККК

Одна из специфических черт Женевской Конвенции состоит в том, что в ее развитии и реализации важная роль принадлежит общественным организациям и, прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца. Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения. На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими Конвенциями. Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права и Женевской Конвенции, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

В частности, МККК следит за соблюдением прав военнопленных, их содержанием в лагерях, за тем как относятся к военнопленным. Однако случались и такие досадные случаи, когда сотрудники МККК интересовались военнопленными только из чувства долга, а не потому, что им действительно хотелось помочь.

Свои выводы о соблюдении Женевских конвенций МККК конфиденциально сообщает соответствующему государству. В исключительных случаях он выступает с публичными заявлениями, как это имело место в связи с предполагавшимся применением Ираком отравляющих веществ. Эмблемой МККК является красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов государственного флага Швейцарии).

СТАТУС ВОЕННОПЛЕННОГО

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним отнесены лица из состава:

• регулярных вооруженных сил;

• полицейских сил;

• движения сопротивления;

• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав перечисленных сил.

Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские вспомогательные силы, приданные войскам, включая:

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник — это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, находящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отличаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по материальным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, общность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

Лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»