Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Контрольная работа по правоведению

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Москва 2003г.

Содержание.

1. Правовые государства: понятия, критерии 3 стр.

2.

Понятие государственной службы: принципы госслужбы, права и обязанности госслужащих и их классификация 6 стр.

3.

Деление нормативно-правовых актов по их юридической силе в РФ 11 стр.

4.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 12 стр.

5.

Реализация права: понятие и формы 14 стр.

6.

Конституционные обязанности граждан 17 стр.

7.

Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушений 18 стр.

8. Список литературы 24 стр.

1. Правовые государства: понятия, критерии

Теория правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли вследствие ориентации на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Тем не менее, общепризнанного понимания правового государства не существует. Это объясняется различными факторами, в том числе: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем, можно выделить некоторые общие критерии этой модели, поскольку формирование и завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, взаимной ответственностью государства и гражданина, со строгим соблюдением законов всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Основой теории правового государства является идея народного суверенитета. Суверенитет народа означает, что только народ является источником той власти, которой располагает государство. Суть ее заключается в том, что государство является результатом общественного договора и суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей США, собравшихся на общий конгресс (Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых…». Суверенитет народа составляет также основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются новые правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права. Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в делах других. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно - властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее, законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их выполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами. Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это важнейший фактор в развитии общества в целом. Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В правовом государстве нет места патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии; верховенство и правовое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; авторитет суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; правовая организация системы государственной власти.

2. Понятие государственной службы: принципы госслужбы, права и обязанности госслужащих и их классификация

Правовые вопросы организации и основы положения о государственной службе РФ регулируются «Законом об основах государственной службы Российской Федерации» №119-ФЗ от 31.07.1995г.

Принципы государственной службы определены ст. 5 указанного выше закона:

Статья 5.

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»