Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Международное гуманитарное право

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание:

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Список использованной литературы.

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума¬нитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон¬такты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период во¬оруженных конфликтов. Иногда под международным гуманитарным правом по¬нимается лишь нормы, регламентирующие гуманизацию отношений в период во¬оруженных конфликтов. Так или иначе, но в центре международного гуманитар¬ного права находятся права человека. Не случайно, что в документах Организа¬ции Объединенных Наций зафиксировано непреложная цель развития челове¬ческой цивилизации: “Жизнь людей полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека”.

В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разрабо¬тано и принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и рабо¬торговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.

Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обес¬печении уважения прав человека началась после победы над фашизмом во второй мировой войне.

Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН. В Уставе этой организации было установлено, что одной из ее задач является осу¬ществление международного сотрудничества “в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии” (ст.1).

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для “создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов”.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содер¬жит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический характер Устава предполагает и подразумевает в качестве важнейшего правового условия совре¬менных международных отношений принцип уважения прав человека.

Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными до¬кументами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к об¬ласти внутренней компетенции государств и реализуется посредством внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа¬ций и прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб¬щая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер¬пимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри¬мер, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла¬рации прав человека превратились в международный обычай.

Резолюции могут служить основой для разработки международных догово¬ров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и дру¬гих жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и нака¬зания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и дру¬гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Другая часть документов в области прав человека - международные дого¬воры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека. Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в об¬ласти прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра¬вах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа¬культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.,

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.), Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими¬на¬ции 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака¬зании за него 1973 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни¬жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ,Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон¬венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу¬дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, напри¬мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устана¬вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.

Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав чело¬века, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В За¬ключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав чело¬века применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой организации родился термин “человеческое измерение”, который означает ком¬плекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Ко¬пенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ (Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.) носят политиче¬ский характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители госу¬дарств-участни¬ков ОБСЕ неоднократно заявляли о том, что данные договорен¬ности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства международно-правового характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами в области прав человека.

В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими до¬кументами, регламентирующими существование этой международной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»