Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Введение в курс эргономики

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


наступает динамическое рассогласование между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оцен-кой и появляются связанные с этим отрицательные изменения в двигательных и психических функциях, наступает состояние эмо-циональной напряженности. При этом наблюдается и снижение ус-тойчивости ряда психических функций. Момент перехода эмоцио-нального напряжения в эмоциональную напряженность определяет так называемую эмоциональную устойчивость. Чем меньше эмоцио-нальная устойчивость, тем скорее при меньших значениях эмоцио-нального фактора развивается состояние эмоциональной напряжен-ности. Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно связанным с таким свойством личности, как уровень тревож-ности, она очень низка у лиц с высоким уровнем тревожности.

Следующее качество - эмоциональная возбудимость - определя-ет быстроту развития того или иного эмоционального состояния, т.е. это качество очень близко к тому, которое характеризует эмоцио-нальную устойчивость.

Факторы, определяющие развитие эмоциональных состоя-ний. На основании данного представления о сущности эмоциональ-ных реакций становится ясным, что их развитие определяют две группы факторов - внешние и внутренние.

Внешние эмоциогенные факторы. К ним относятся прежде всего так называемые экстремальные факторы, т.е. такие, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. Чем более выражена экстремальность фактора, тем выше вероятность появле-ния выраженных степеней эмоциональных сдвигов. Характер этих сдвигов определяется видом реакции, развивающейся в результате воздействия. В случае формирования адекватной реакции, т.е. ре-акции, направленной на преодоление действий фактора или на под-держание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, правило, наблюдается та или иная сте-пень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ве-дут к появлению различных степеней эмоциональной напряженности полоть до появления резко выраженных отрицательных эмоций.

К этой же группе факторов относятся и те, которые характеризу-ются очень высокой значимостью, хотя сами по себе факторы не яв-ляются экстремальными. Знак возникающей эмоциональной реакции и сила ее развития в этом случае, как правило, определяется соче-танием ряда внутренних по отношению к человеку факторов.

Внутренние эмоциогенные факторы. Сами по себе эти факторы не являются эмоциогенными, они лишь тому или иному внешнему фактору необходимую степень эмоциональности. К этим факторам относятся такие, как характеристики нервной деятельности, темпе-рамент, уровень тревожности, ригидность личности, и т.п. - они, как правило, определяют уровень реакции.

Такие факторы, как характеристика энграммных преобразований (особенности памяти, внимание), ответственные за степень знако-мости с возникающей ситуацией и быстроту и скорость принятия решения, определяют не только степень развития эмоциональных состояний, но и их знак. Весьма близка к ним и такая характеристика личности, как уровень притязаний. Наконец, в эту же группу следует отнести и такие факторы, как мотивы, установки и близкие к ним ха-рактеристики типа идеалов и т.п. Наиболее выражено их влияние на эмоциональную устойчивость, которая, при положительных мотивах может быть настолько высокой, что полностью исключает появление эмоциональной напряженности.

Управление эмоциональными состояниями - одна из задач эрго-номики. Можно активно управлять поведением человека - операто-ра, вводя те или иные эмоциогенные факторы. Например, для под-держания высокого уровня бдительности при монотонной работе операторов наблюдения и контроля воздействие на эмоциогенную сферу является наиболее эффективным.

Если мы имеем дело с эмоциональной напряженностью, то здесь позиция становится иной, это состояние явно неблагоприятное, и все усилия должны быть направлены на перевод этого состояния в состояние эмоционального напряжения.

Примеры получения исходной информации для выявления структуры деятельности

Существует два подхода к изучению психологических и физиоло-гических характеристик трудовой деятельности: "косвенный", осно-ванный на регистрации изменений в организме человека, возникаю-щих вследствие выполнения им работы, и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов, составляю-щих содержания деятельности. Полная картина структуры деятель-ности может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов получения информации о трудовом процес-се. К ним относятся:

1) извлечение информации из документов (инструкции по экс-плуатации техники, нормативов оценки уровня квалификации спе-циалистов и т.п.;

2) инженерно - психологическое обследование ЭС (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т.п.).;

3) наблюдение за ходом трудового процесса и поведением спе-циалиста.;

4) беседа со специалистами.;

5) самоотчет в процессе деятельности;

6) анкетирование и экспертная оценка;

7) объективная регистрация и измерение составляющих трудово-го процесса (киносъемка направление взора и показаний приборов, запись движений органами управления и измерением силы воздей-ствия, магнитофонная регистрация команд и т.п.);

8) анализ ошибок, допускаемых в работе;

9) объективная регистрация и измерение показателей факторов среды;

10) эксперимент.

Извлечение информации из документов. С точки зрения пси-хофизиологического анализа деятельности документы можно разде-лить на три группы: 1) характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенно-сти среды; 2) отражающие итоги деятельности; 3) характеризующие личностные особенности специалистов.

Г р у п п а 1 включает описания объектов техники, содержащие-ся в эскизных, технических проектах и других подобных документов, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техниче-скому обслуживанию и т.п.

Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, озна-комится со структурой и техническими особенностями ЭС, с сущест-вом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организации взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством.

Затем выделяется наиболее важные и сложные операции (свя-занные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т.п.) раз-ных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологиче-ская сущность выполнения их специалистами. Уже на основании ин-струкций можно составить отдельные операционные схемы дея-тельности.

Из этих документов можно также получать информацию о режи-мах труда и отдыха и динамики показателей факторов среды. Нор-мативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряженности выполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т.п.).

Г р у п п а 2 включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные документы, медицинские книжки и т.п.

Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профес-сионального мастерства конкретных лиц.

Г р у п п а 3 включает служебные и медицинские характеристики представления для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т.п.

Инженерно - психологическое обследование ЭС. Непосредст-венное ознакомление с техникой и рабочим местом является даль-нейшим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и необ-ходимой предпосылкой перехода к приемам наблюдения за проте-канием рабочего процесса.

Оборудование изучается выяснением назначения различных тех-нических устройств, с которыми взаимодействует человек (специа-лист, оператор), составления схем потоков информации, последова-тельности обращения специалиста к приборам и органам управле-ния при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. При этом необходимо постоянно сопоставлять получаемые с инженерно - психологическими требованиями (в частности, с прин-ципами построения информационных моделей ).

Наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалистов. Наблюдая за ходом трудового процесса, нужно иметь ввиду получение ответов на следующие вопросы, примени-тельно к определенным производственным задачам.

I. Характеристика каналов движения информации:

1) число информационных каналов;

2) динамика движения информации во времени (однонаправленная, с пе-реключением, совмещенная ).

II. Характеристика сигналов (сообщений), поступающих к специалисту:

1) общие данные о сообщениях:

а) содержание основных сообщений, поступающих к специалисту при выполнении различных задач; б) путь и характер поступающих сообщений (от кого поступают; непосредственно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации, нужно ли их запоминать, передавать дальше и т.п.);

2) характеристика информации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное, и т.д. ):

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»