Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Единство и дифференциация норм трудового права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем.

Глава 2: Единство норм трудового права

Говоря о единстве трудового права, прежде всего, хотелось бы затронуть проблему, возникающую в сфере обеспечения единства по поводу федеративного устройства Российского государства. Федеративное устройство требует соответствия законодательства субъектов федеральным законам, а значит, проблема единства возникает в этой сфере. Трудовое законодательство, в соответствии с Конституцией, является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов2. Это означает, что и РФ и ее субъекты имеют право принимать нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Проблема единства в этом случае возникает из-за того, что некоторые акты органов управления субъектов иногда не соответствуют нормам федерального законодательства. Закон устанавливает, что все нормативные акты, издаваемые на территории Российской Федерации должны соответствовать, во-первых, Конституции как основному закону нашей страны, и, во-вторых, федеральным законам, которые в свою очередь не должны противоречить Конституции. Установив такой порядок, законодатель обеспечил согласованность правовой системы. Вместе с тем федеральное устройство России требует взвешенного подхода к решению вопросов трудового законодательства на уровне федеральным законов и вопросов, по которым принимаются законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Один из возможных путей, по мнению Ю.П. Орловского, – включение в федеральные законы диспозитивных норм, которые будут конкретизированы в законодательных актах субъектов Федерации, исходя из экономических, природно-климатических и иных факторов3. Хотя, безусловно, существуют нарушения. Однако необходимость создания единой, стройной

системы актов, регулирующих трудовые отношения во всей федерации и учитывающей особенности каждого из ее субъектов, очевидна. Это возможно

2. Конституция РФ. 1993. Ст.72, пункт «к»

3. Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов.

путем создания норм общего характера на федеральном уровне и принятия конкретизирующих эти нормы положений, нормативных актов органами управления субъектов, а также путем строгого контроля над соответствием актов, издаваемых органами власти всех уровней, Конституции и федеральным законам. Для этих целей государственная система предусматривает наличие специальных органов и должностных лиц, в функции которых входит надзор за соблюдением законодательства и Конституции другими органами и должностными лицами. Так, по Конституции был создан Конституционный Суд, одной из главных функций которого стало разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, подзаконных актов высших органов власти, конституций республик, договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также не вступивших в силу международных договоров4. Проблема единства в этой сфере касается не только регулирования трудовых отношений, но и правового регулирования всех общественных отношений, в отношении которых структурные подразделения федерации, иначе говоря, субъекты, наделены законодательными правомочиями.

Острота проблемы единства в трудовом законодательстве во всех ее проявлениях связана с целой совокупностью объективных причин. В современных условиях развития России в сфере труда продолжает осуществляться децентрализация регулирования трудовых отношений. Так называемый переходный период в развитии России стал причиной не только ярких позитивных явлений, таких как переход к демократическим основам построения государственной системы и общества в целом, но и множеством отрицательных последствий, которые были вызваны разрушением

4. Конституция РФ. 1993. Часть 2 Ст.125

административно-командной системы. Экономическая ситуация изменилась, и « широкое развитие негосударственного сектора экономики и, как следствие, утрата государством положение абсолютно доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйственных субъектов потребовали изменения в законодательстве о труде »5. С одной стороны появляются новые отношения, в том числе в сфере трудового права. Возникает необходимость регулирования этих отношений с помощью норм права, причем это правовое регулирование должно быть основано на демократических принципах и нормах, закрепленных не только в законодательстве России и ее международных договорах, но и различного рода международных документах. Конституция и другие законы, действующие на территории России, стремятся обеспечить максимальную свободу в регулировании отношений, наделяя участников трудовых отношений спектром прав и свобод, предоставляя гарантии и другие меры защиты прав. Субъекты трудовых отношений равноправны и очень многое в сфере регулирования конкретного правоотношения между ними зависит от соглашения. Это означает, что государство стремиться децентрализировать управление в сфере труда ( как, впрочем, и во многих других сферах ). Поэтому проблема единства становится актуальной. Наделяя сторон трудового правоотношения широким кругом правомочий, государство, продолжая существовать как властный институт, должно обеспечить единое правовое регулирование таких отношений. То есть предусмотреть ряд правоограничений и гарантий собственной власти, позволяющих сохранить властный характер правомочий и способность в случае необходимости в

5. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7. С.82

принудительном порядке обеспечивать соответствие действий сторон трудового правоотношения основным началам законодательства, а главное принципу законности. Так в Кодексе законов о труде существует целая глава – глава 17, которая регламентирует надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. В частности статья 244 устанавливает, что этот надзор и контроль осуществляют:

1)государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами.

2)Профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда – согласно положениям об этих инспекциях.

Кроме этого статья 249 устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде ( административную, дисциплинарную, уголовную).

Таким образом, мы видим, что с целью реализации единства трудового права законодатель предпринимает целый ряд мер. С одной стороны существует достаточная свобода для участников трудовых отношений в сфере их регулирования, а с другой стороны в законодательстве установлены основные начала регулирования отношений в сфере труда, которые должны соблюдаться.

Обеспечение единства в правовом регулировании трудовых отношений в масштабе всей России в целом и ее субъектов в частности в настоящий момент является одной из проблем законодательства. Сейчас не существует единого документа, который бы регулировал все особенности трудовых отношений и предусматривал все нюансы. Именно поэтому существует такое огромное количество актов, регулирующих трудовые отношения, причем их число постоянно растет, что является следствием того, что Россия встала на новый путь развития, многие принципы и положения, чуждые советской России приобретают огромное значение сейчас. Принятие единого акта, Основ законодательства о труде в виде кодекса, сборника актов или другой юридической форме, который бы установил единые принципы общественной организации труда на всей территории Федерации, во многом решило бы проблему регулирования трудовых отношений. То есть встает вопрос кодификации трудового законодательства. Хотелось бы отметить, что эта необходимость высказывалась многими учеными и практиками. В частности, С.П. Маврин и Е.Б. Хохлов в своей работе « О кодификации трудового законодательства России » писали: « Все действующие и вновь принятые нормативные акты могут быть объединены в Свод законов о труде и сгруппированы в определенные блоки соответственно структуре отрасли трудового права…»6. Необходимость принятия единого акта подтверждается самой природой трудовых отношений, которая объективно требует единого подхода к регулированию трудовых отношений в пределах единого экономического пространства.

Следующей, на наш взгляд, одной из самых важных проблем в обеспечении единства является обеспечение соответствия российского трудового законодательства международным нормам. Российское законодательство включает в свою систему различного рода международные документы, к которым в частности относятся Конвенции Международной Организации Труда, ратифицированные в России, а также пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 19 декабря 1966 года. МОТ как

6. Маврин С.П. Хохлов Е.Б. О кодификации трудового законодательства России // Государство и право. 1996.

организация была создана в 1919 году, и основным направлением ее деятельности было выбрано нормотворчество. Нужно сказать, что в этом МОТ добилась больших успехов, разработав и приняв 177 конвенций и 184 рекомендации, касающиеся всех или почти всех областей труда и трудовых отношений. Вот некоторые из них: № 87 о свободе ассоциации и защите прав на организацию, № 111 о дискриминации в области труда и занятий. Конвенции и рекомендации МОТ имеют большое значение для правовой системы России. Нормы МОТ являются по существу выражением мирового процессуального опыта в области труда на период их принятия. При их разработке стремятся учесть реальные возможности государств, с тем, чтобы осуществлять их возможно более широкое применение. В целом нормы направлены на установление здоровых

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»