Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Единство и дифференциация норм трудового права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


здоровых условий труда и в этом их ценность7. На наш взгляд, значение этих норм для российской системы права определяется тем, что правовая система РФ как « демократического правового государства»8 создается постепенно, и существует проблема пробелов в законодательстве. Однако, несмотря на очевидную значимость конвенций и рекомендаций МОТ, далеко не все конвенции ратифицированы. Это касается не только России, но и других государств. Именно поэтому, многие ученые и практики, в частности С.А. Иванов, считают, что нормотворчество в деятельности МОТ сменится контролем за применением конвенций и рекомендаций о труде, « поскольку имеется столь широкая сеть международных норм о труде, охватывающих почти все области труда и трудовых отношений », и « самой насущной проблемой становится их реальное применение »9. Указанный пакт закрепил

7. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №8-9. С.72

8. Конституция РФ. 1993. Пункт 1 Статьи 1.

9. Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. №7

запрет дискриминаций, равноправие женщин и мужчин, право на труд, благоприятные условия труда, а также предусмотрел права профсоюзов и ихгарантии ( ст. 8 ), право на социальное обеспечение ( ст.9 ) и другие. Многие положения этого пакта нашли отражение в российском законодательстве.

Большое значение в этой области приобретает необходимость создания какой-либо международной организации, которая бы занималась проверкой соответствия законодательства различных государств международным нормам о труде. Безусловно, применение конкретных международно-правовых норм о труде к России, как впрочем, и к любой другой стране, должно иметь свою специфику. Нельзя не учитывать национальные особенности, традиции и обычаи. « Точно также нельзя не считаться с теми из них, которые сложились в 20 веке, в том числе в советское время. Хотя исторические и национальные особенности, традиции и обычаи со временем претерпевают определенные изменения, в целом они довольно устойчивы. Нарушение их всегда вызывало в обществе сопротивление. Только поняв это, можно правильно использовать зарубежный опыт », - писал С.А. Иванов10. Об этом писали не только наши современники, но и историки прошлого. Карамзин обращал внимание на то, что правители России наряду с освоением опыта европейских государств стремились сохранить российские традиции и особенности. Иван III, основатель российской государственности, “ ревностно желал ” заимствовать у европейцев все полезное, “ кроме обычаев, усердно держась русских ” 11. Говоря об использовании зарубежного опыта, нелишне иметь в виду, что некоторые идеи или модели настолько обусловлены национальными особенностями, что вообще считаются непереносимыми в другую правовую систему. К их числу

10. С.А. Иванов. Трудовое право переходноего периода : проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6

11. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.5-6. М., 1993. С.271

надлежит отнести прежде всего широко известную немецкую модель участия трудящихся в управлении. Профессор И. Шрегле, глубоко исследовавший немецкую и зарубежную практику, считает, что “ немецкая система совместного принятия решений является результатом особых исторических условий и потому неприменима к другим странам ” 12. Именно по этой причине и возникает проблема использования международных норм в российском законодательстве. Россия только становится на путь демократизации, многое осталось от старой советской системы, в которой нормы международного права демократического толка места не имели. Задача законодателя – реформирование правовой системы в соответствии с международными стандартами с учетом национальных особенностей России, ее традиций и обычаев.

Глава 3: Дифференциация норм трудового права

Существование безусловной необходимости в обеспечении единства норм трудового права не исключает дифференциации этих норм. Она связана с целым рядом причин, которые в свою очередь являются основаниями дифференциации. Проблема правового регулирования трудовых отношений, на наш взгляд, находит свое выражение в необходимости дифференцированного подхода к различным слоям населения .

1.Труд женщин. Правовое регулирование труда женщин выделено в специальную главу Кодекса законов о труде – главу 11. В ней учтены не только особенности женского организма, но и обстоятельства, обусловленные исполнением функции материнства. Несмотря на то, что Конституция РФ в

12. Travail. BJT, Geneve, 1992, №1, p.23 / Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право . 1995. №6

статье 19 закрепляет положение о том, что мужчина и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации13, в отношении женщин законодатель устанавливает ряд дополнительных гарантий, которые в принципе можно рассматривать как правоограничения.

Например, статья 160 КЗоТ устанавливает перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин14. Список тяжелых работ и с вредными для женщин условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, медицински обоснован. Он утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями15 . В этот Список вошло более 500 видов работ в самых различных отраслях производства, независимо от того, на предприятиях каких отраслей народного хозяйства имеются такие производства, профессии и работы. Применение труда женщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1957 г. N 83916. Ныне запрещено обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г.17. В части 1 статьи 37 Конституции закреплено право на свободный труд, причем каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию18. Однако более миллиона женщин в промышленности, строительстве, на транспорте и

13. Конституция РФ. 1993. Статья 19

14. Кодекс законов о труде // Сборник кодексов. М., 1997

15. Бюлл. Госкомтруда СССР, 1978, №12, С. 317

16. СП СССР, 1957, №8,ст.81

17. Ведомости РСФСР, 1990, №24, ст.287

18. Конституция РФ. 1993. Статья 37

связи подвергаются профессиональному риску, работая в условиях, не отвечающих нормам охраны и безопасности. Нередко женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их можно встретить и на рабочих местах с вредными условиями19. Существуют две точки зрения по поводу решения этой проблемы. Одни ученые видят решение в единовременном переводе женщин с данного вида работ и категорическом запрещении использования их труда в этой сфере. Аргумент – сохранение здоровья женщины. Другие считают, что необходимо снять категорический запрет на применение труда женщин детородного возраста на тяжелых, вредных и опасных работах. Довод – возможность реализации женщинами своих прав на участие в общественном производстве, тем более в нынешних условиях феминизации бедности и нищеты. Одновременно предлагается разработать специальную программу мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе женщин, за счет улучшения технологии. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. несмотря на очевидную необходимость защиты здоровья женщины, нужно не забывать о реальной ситуации в стране. Чтобы поддерживать приемлимый уровень благосостояния российской семьи, необходимы заработки обоих трудоспособных членов семьи: мужа и жены. К сожалению, на этом фоне усиливается дифференциация в цене их труда и, женщины оказываются в неравном положении в сфере занятости и трудоустройства20. Подобная дискриминация, неизбежная в любой стране, переживающей кризис, заставляет женщин в ущерб своему здоровью смиряться неблагоприятными условиями

19. Самарина О. Необходимо уравнять не только права, но и возможности женщин и мужчин на рынке труда // Человек и труд. 1998. №2. С.47

20. Ржаницына Л. Женский труд: дискриминация усиливается // Человек и труд. 1998. №5 С.28

труда. По результатам обследования ИЭ РАН в настоящее время 46% безработных женщин согласны на любую работу ( в 1992 – 1994 годах их было менее 10% ). При этом женщины предъявляют очень скромные требования к условиям труда и его оплате. Индивидуальные и коллективные права таких слоев населения, как женщины, бесспорно, относятся к числу « забытых » прав. Неуправляемый переход России к рыночным отношениям привел к таким широко известным негативным явлениям, как «феминизация безработицы», «феминизация бедности»21. Реакция общества пока одна – возрастание числа независимых женских организаций. Ныне число таких организаций по всей России превысило четыре сотни. Однако их деятельность и активность во многом сдерживается тем, что они не имеют под рукой необходимой нормативной базы и в первую очередь международных документов в этой области. В январе 1995 года было принято постановление Совета Министров РФ « Концепция улучшения положения женщин в России », где показано, как плохо обстоит дело с положением женщин. Например, женщины недостаточно представлены в органах государственной власти, наблюдается дискриминация женщин при приеме на работу. По последним данным, 62% безработных – женщины; они получают в среднем на 1/3 зарплаты меньше, чем мужчины. По данным Госкомтруда, среди безработных женщин большинство (62,5% на конец 1995 г.), а в ближайшие два года улучшения положения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»