Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Источники трудового права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


опре¬деление источника трудового права: под источниками трудового права сле¬дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно¬сти компетентных органов государства в сфере регулирования тру¬довых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.1

Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых ак¬тов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, од¬нако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

Из теории права известно, что в отличие от других право¬вых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное при¬менение при описанной в них ситуации, т.е. они содержат нормы права. Так, есть Указы Президента РФ нормативные, а есть и не нормативные, а правоприменительные. Например, Указы о пер¬сональном награждении, присвоении почетных званий - это правовые акты правоприменительного характера, а Указ Прези¬дента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) - это нормативный акт трудового права.

Источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному тру¬довому спору - это акт применения норм трудового законода¬тельства, а не источник права.

В источниках трудового права России отражены матери¬альные условия жизни нашего общества и с их изменением ме¬няются и источники трудового права. Ныне это происходит часто, в связи, с чем трудовое законодательство быстро обнов¬ляется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосу¬дарствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняется и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправля¬ются, дополняются, а новые появляются.

«Источники трудового права не следует путать с актами тех же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности. Так, постановление правительства РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Рос¬сийской Федерации по экономической реформе» или отдельные указы Президента РФ о награждении за заслуги перед государством тех или иных лиц правовых норм не содержат, а вот Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» носит правовой характер, ибо обладает нормативным содержанием.1

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, явля¬ющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодатель¬ства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда».2

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые го¬сударственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Меж¬дународной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разде¬лить на действующие в пределах всей Российской Федерации, от¬дельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

Наконец, можно классифицировать источники трудового пра¬ва по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юри¬дической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, под¬законные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, ло¬кальные акты.1

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классифи¬кацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конститу¬ция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Кон¬ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе¬дерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечает¬ся, что права и свободы человека и гражданина являются непо¬средственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполни¬тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра¬восудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы междуна¬родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если междуна¬родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодатель¬но закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги¬гиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис¬криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и празд¬ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало бо¬лее половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Феде¬рации. В случае отклонения федерального закона Советом Феде¬рации палаты могут создать согласительную комиссию для пре¬одоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Феде¬рации федеральный закон считается принятым, если при повтор¬ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля¬ется Президенту Российской Федерации для подписания и обна¬родования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо откло¬няет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рас¬сматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа чле¬нов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госу¬дарственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Пре¬зидентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения феде¬рального конституционного закона Президентом РФ и повтор¬ного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федераль¬ного Собрания. Федеральные законы не могут противоречить фе¬деральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законо¬дательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать среди источников тру¬дового права наряду с федеральными законами законы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»