Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Источники трудового права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Феде¬рации и ее субъектов последние ( то есть республики, края, об¬ласти, города федерального значения, автономная область и авто¬номные округа) осуществляют собственное правовое регулирова¬ние общественных отношений по труду, включая принятие зако¬ном. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить фе¬деральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует раз¬личать конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются соответствующими органами государственной власти — законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно класси¬фицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (в том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Кодекс законов о труде (КЗоТ) Российской Феде¬рации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий КЗоТ РФ принят 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Со времени его принятия в КЗоТ неоднократно вносились дополнения и изменения. Существенные новеллы были внесены Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Они касались многих важных вопросов правового регулирования труда в условиях перехода страны к рыноч¬ной экономике и затронули почти все главы КЗоТ. Сейчас подго¬товлен ряд проектов нового Трудового кодекса Российской Феде¬рации.

Наряду с КЗоТ РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права в последние годы получили широкое распространение кодификационные нор¬мативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплекс¬ному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести, например, Основы за¬конодательства Российской Федерации об охране труда от 6 авгу¬ста 1993 г., Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обя¬зательны для исполнения на всей территории России и не долж¬ны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент Российской Федерации в соответствии с Консти¬туцией РФ и федеральными законами определяет основные на¬правления внутренней и внешней политики государства, включая политику в области правового регулирования рынка труда, трудо¬вых и социальных отношений. Реализуя эти свои полномочия, Президент РФ издал, например. Указ от 31 марта 1995 г. «О должностных окладах в органах государственной власти», Указ от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, заме¬щающих государственные должности федеральных государствен¬ных служащих».

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. С согласия Государственной Думы он назна¬чает Председателя Правительства Российской Федерации, ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Прави¬тельства РФ, принимать решение об отставке Правительства Рос¬сийской Федерации. Исходя из такого высокого правового поло¬жения Президента РФ следует сделать вывод, что характерной особенностью указов Президента как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Кон¬ституции РФ и федеральным законам, международным обязатель¬ствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод чело¬века и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может отменить постановления и распоряже¬ния Правительства Российской Федерации в случае их противо¬речия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези¬дента РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следу¬ет рассматривать в качестве источников права (в том числе источ¬ников трудового права). Такое значение имеют только указы нор¬мативного характера, то есть те из них, которые содержат право¬вые нормы — общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифи¬цированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работни¬ков орденами, о присвоении работникам классных чинов, почет¬ных званий и т.п.

Постановления Правительства Российской Федерации как ис¬точники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации, носящие подзаконный характер. В юридической иерар¬хии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами Президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, Постановления Правительства — акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Пред¬седателя Правительства, его заместителей и федеральных минист¬ров. Процедура коллективного принятия постановлений Прави¬тельства, как и порядок его деятельности вообще, определяется федеральным конституционным законом.

Постановления Правительства Российской Федерации обяза¬тельны к исполнению на всей территории России всеми ее граж¬данами. В случае их противоречия Конституции РФ, федераль¬ным законам и указам Президента РФ они, как указывалось вы¬ше, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В системе источников трудового права постановления Прави¬тельства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в раз¬витие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента, постановления Правитель¬ства РФ не теряют своего значения как источника трудового пра¬ва, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их. К числу таких постановлений относятся, например, Постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сет¬ки по оплате труда работников бюджетной сферы», Постановле¬ние Правительства РФ «Об утверждении Положения о рассмот¬рении и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г.

Особо следует выделить значение постановлений Правитель¬ства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих по¬средством утверждения специальных «Положений» юридический статус отдельных органов и категорий работников. К их числу можно отнести, например. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.

Постановления Правительства РФ принимаются большинст¬вом голосов от общего состава его членов и подписываются Пред¬седателем Правительства РФ. Как законы РФ и указы Российской Федерации, постановления Правительства РФ публикуются в едином официальном издании — Собрании законодательства Рос¬сийской Федерации (СЗ РФ).

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Эти акты Минтруда РФ относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа го¬сударственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответ¬ствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов го¬сударственного управления, регулирующих общественные отно¬шения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабо¬чих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на от¬дельных предприятиях и производствах.

Акты Минтруда РФ как источники трудового права по юри¬дической силе относятся к подзаконным актам органов государст¬венного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и по¬становлениям

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»