Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Общие основания расторжения трудового договора

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


если законом или трудовым договором не предусмотрен иной способ ее выплаты. Трудовым договором может быть, например, предусмотрено, что по доверенности, выданной работником другому лицу, это лицо может получать причитающуюся работнику заработную плату. Доверенность, оформленная надлежащим образом, для работодателя является обязательной.

7. Как и прежнее законодательство, Кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца.

Нарушение данной нормы законодательства о труде приняло повсеместный характер, и проблема своевременной выплаты заработной платы во всех сферах экономики стала общегосударственной. Задержка выплаты заработной платы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Массовое нарушение прав работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца побудило Президента РФ принять еще в 1994 г. Указ "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан" (САПП РФ. 1994. N 11. Ст. 857). Указ от 10 марта 1994 г. предписывал прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы. Судам рекомендовалось систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.

Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой выплаты заработной платы, тем не менее не произошло. В связи с этим были приняты новые Указы: "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" от 19 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265), "О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 1 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 536), "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 798). Названные акты предусматривали проведение Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства об оплате труда, применения штрафных санкций при выявлении нарушений и привлечение к персональной ответственности всех руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из бюджета заработной платы и выделению средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с названными выше Указами Президента Правительством РФ было принято постановление N 230 "О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 6 марта 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116). В соответствии с этим постановлением Минфину РФ было вменено в обязанность ежемесячно составлять и доводить до федеральных органов исполнительной власти утвержденные правительством графики финансирования заработной платы и других выплат населению за счет бюджетных средств.

В обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда констатируется, что статистические данные в целом по РФ свидетельствуют о значительном увеличении количества дел искового производства об оплате труда и высоком проценте удовлетворенных судами исков. С исками об оплате труда преимущественно обращаются работники акционерных обществ, производственных кооперативов, банков, страховых компаний и иных коммерческих организаций. Среди причин большого количества исков об оплате труда, особенно в случаях задержки заработной платы, нередко есть и такие, как нецелевое расходование должностными лицами организаций денежных средств, злоупотребление ими служебным положением (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 24).

В связи с этим чрезвычайно своевременным было принятие постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114), устанавливающего обязанность представителей государства в органах управления акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности акционерного общества по заработной плате принимать необходимые меры, обеспечивающие ее своевременную выплату и погашение задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. К числу таких мер отнесены и меры по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созыв при необходимости внеочередного общего собрания акционеров.

Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано также принимать меры по погашению акционерными обществами, часть акций которых находится в собственности субъектов РФ, задолженности по заработной плате и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Указ Президента РФ "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы" от 28 февраля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1090) предусмотрел, что средства, получаемые субъектами РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также в виде кредитов коммерческих банков, привлекаемых под поручительства Правительства РФ для обеспечения социальных гарантий и погашаемых за счет средств этого фонда, используются в первую очередь на ликвидацию задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и другим социальным выплатам населению. Данный Указ затем был дополнен (см. Указ Президента РФ от 9 июня 1997 г.//СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2740) положением о том, что со средств, направленных на ликвидацию задолженности по заработной плате указанной категории работников, перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.

В связи с тем что в использовании средств федерального бюджета, направляемых в порядке оказания финансовой помощи субъектам РФ на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, допускались серьезные нарушения, Президентом РФ 26 марта 1997 г. был принят Указ "Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы" (СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1519). В нем рекомендуется Генеральной прокуратуре РФ усилить надзор за исполнением федеральных законов органами государственной власти и их должностными лицами, соблюдением прав граждан, в первую очередь права на оплату их труда, соблюдением сроков проведения расследования дел, возбужденных в связи с нецелевым расходованием средств федерального бюджета, выделенных на заработную плату и иные выплаты населению.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222) установлена очередность погашения задолженности должника - юридического лица и гражданина по требованиям кредиторов (ст. 94, 161 Закона). Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь.

Проблема задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, постепенно обостряясь, сейчас приобрела опасный характер, поскольку представляет реальную угрозу социальной стабильности в обществе. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" от 5 мая 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2074) и постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. "О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" (СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2555) содержат перечень мер, которые должны быть приняты органами исполнительной власти, однако принятие указанных актов, как показала жизнь, так и не привело к коренному перелому в решении этой проблемы.

В связи с этим чрезвычайно важными являются новые нормы об ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, и об обязанности работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться (см. комментарий к ст. 4, 142, 234, 236 ТК).

Предусмотренное ст. 136 ТК право работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных законодательством. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора. Как показывает практика, условие о выплате заработной платы за больший период времени, чем полмесяца, включается как в коллективные договоры, так и в трудовые договоры (контракты).

Такие условия являются недействительными.

Выплата заработной платы реже чем каждые полмесяца допускается только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом.

8. Конкретный день выплаты заработной платы предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору (см. комментарий к ст. 190 ТК). День выплаты заработной платы может устанавливаться и коллективным либо трудовым договором (см. комментарий к ст. 41, 57 ТК).

Конкретный день выплаты заработной платы в ряде случаев устанавливается Кодексом: при совпадении дня выплаты с выходным

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»