Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Охраняемая законом тайна в трудовых отношениях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны.

Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут обладать сведениями, определяемыми как государственные или служебные секреты.

Информация государственных режимных предприятий (учреждений), в зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:

• государственную тайну;

• военную тайну;

• служебную тайну;

• иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

Наряду с режимными мерами, безопасность государственных секретов обеспечивается также нормами уголовного закона.

Уголовная ответственность за передачу, а равно сбор и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи ее иностранному государству предусмотрена ст. 276 Уголовного кодекса.

Защита государственной секретной информации возложена на сотрудников режимных служб и правоохранительных органов.

Обеспечение безопасности государственной интеллектуальной собственности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпринимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информации, то наряду с другими мерами оказывать ей противодействие будет и контрразведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

Что касается основной массы предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательской и режимной защитой не обладает и не пользуется.

В гражданском законодательстве, тем не менее, предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерческую) информацию в качестве защищаемой.

Воспроизведем статью 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, называющейся: “Служебная и коммерческая тайна”:

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско - правовому договору”.

По существу в пункте 1 вышеизложенной статьи законодатель дал определение понятию “коммерческая тайна”.

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

• субъектом оценки предпринимательской (коммерческой) информации является ее владелец (собственник);

• поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;

• ценность информации определяется с помощью таких критериев (свойств), как полезность, своевременность и достоверность;

• предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

• информация подлежит защите при условии, что ценность информации зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;

• использование правовой системы позволяет предпринимателю правильно отделять частную информацию от сведений, составляющих государственные секреты, и не допустить конфликта с действующим уголовным правом.

1.3 Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет достаточно большое практическое значение, поскольку ГК РФ в статье 139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

В отличие от субъектов права на коммерческую тайну, которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации, как то:

• сведения о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

• сведения о структуре управления производством, методика обучения персоналом;

• сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги;

• сведения об источниках финансирования;

• сведения о заключённых сделках и т.д.

Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления.

Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также единства мнений по поводу того, какие сведения следует относить к служебной тайне. Так, по мнению авторов научно-практического комментария к части первой ГК РФ, служебной тайной являются сведения "о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т.д., полученные работниками соответствующих учреждений в результате выполнения ими своих трудовых функций". Наконец, есть точка зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» , к служебной тайне относятся «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами».

Таким образом, субъектами права на служебную тайну являются различные органы государственной власти.

Исходя из положений данного Указа, следует признать неверной точку зрения авторов научно-практического комментария к ГК РФ. Так, приводимые ими в качестве примера служебной тайны сведения относятся не к служебной, а к профессиональной тайне. В соответствии с п. 4 данного Указа, к профессиональной тайне относятся сведения, «связанные с профессиональной деятельностью» (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).

Также, следует не согласиться с Г. Отнюковой, поскольку данным Указом субъектами права на служебную тайну являются органы государственной власти, а не лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного следует признать соответствующей точку зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций. Примером служебной тайны, по всей видимости, можно считать налоговую тайну, предусмотренную ст. 102 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьёй, налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (в том числе производственная или коммерческая тайна налогоплательщика), за исключением сведений :

• разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия,

• об идентификационном номере налогоплательщика,

• об уставном фонде (уставном капитале) налогоплательщика,

• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения,

• предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств (в части предоставления этим органам).

В связи с этим вызывает сомнения обоснованность распространения на информацию, составляющую служебную тайну, правового режима коммерческой тайны. Как представляется, в готовящемся проекте закона «О служебной тайне» следует подробнее определить правовой режим информации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»