Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Проблемы занятости в Смоленской области

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Раздел I

Труд в системе социально-экономических отношений

В жизни человеческого общества труд занимает совершенно особое место. Под трудом понимают целенаправленную деятель¬ность людей по видоизменению веществ и сил природы и при¬способлению их для удовлетворения человеческих потребностей. Рассмотрим особенности, свойства труда и элементы процесса труда.

Первая особенность труда состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, пти¬цы, насекомые, является целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляет заранее поставленную цель.

Вторая особенность труда человека коренится в его уникальной способности создавать средства труда и орудия про¬изводства, бесконечно усиливающие, расширяющие и усложня¬ющие рабочую силу, т.е. труд человека содержит творческую, со¬зидательную силу, не имеющую границ.

Отсюда вытекает третья особенность труда человека: труд является важнейшим фактором исторического развития че¬ловечества и общественного прогресса. В известном смысле есть основания считать, что труд создал самого человека, являясь са¬мой существенной частью его жизнедеятельности.

Также многообразны свойства труда, но среди них можно вы¬делить три основных: продолжительность, интенсивность, про¬изводительность.

Продолжительность труда человека, как его неотъемлемое свой¬ство, определяется многообразными историческим, социально-политическими, экономико-демографическими и иными факторами, играющими колоссальную роль в жизни общества и являю¬щимися объектом серьезных социальных катаклизмов. Достаточно напомнить, какую роль в истории рыночной капиталистической экономики сыграла борьба трудящихся за сокращение продолжи¬тельности рабочего дня, которая стала общественной мерой про¬должительности труда. Продолжительность рабочего дня измеря¬ется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.

Сам по себе рабочий день — величина неопределенная, он мо¬жет быть длинным или коротким в зависимости от многообраз¬ных обстоятельств. Однако у него есть максимальная граница, дик¬туемая физическими возможностями организма и моральными факторами, суть которых состоит в необходимости иметь время не только для труда, но и для семьи, а также для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека, опреде¬ляемых принятыми нормами в данном обществе.

Но в то же время продолжительность труда не может сократить¬ся до того минимума, который необходим для поддержания соб¬ственного существования работника и его семьи, потому что кро¬ме этого не менее необходимо затратить так называемый прибавоч¬ный труд для созданий условий развития общества, содержания нетрудоспособных, бедствующих и социально незащищенных и т.д.

Под интенсивностью труда мы понимаем плотность, напря¬женность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу рабочего времени. В этом случае рост количества произво¬димых изделий в единицу времени пропорционален росту коли¬чества затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения интенсивность труда равнозначна его продолжительности.

Однако рост интенсивности труда тоже имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего дня. В изве¬стный момент рост интенсивности труда потребует сокращения его продолжительности. Есть основания считать, что рост интенсивно¬сти труда обратно пропорционален росту его продолжительности.

В отличие от продолжительности и интенсивности труда, ко¬торые имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общественный прогресс, производительность труда есть совершен¬но феноменальное свойство труда в том смысле, что ее рост без¬граничен и бесконечен. Объяснение этого феномена коренится в том, что по своему существу рост производительности труда оз¬начает присоединение к силам труда сил природы, масштабы ко¬торых практически бесконечны, и велики возможности человека овладевать этими силами, направляя их на удовлетворение по¬требностей общественно-экономического прогресса.

Производительность труда есть его плодотворность, результа¬тивность; она измеряется количеством изделий, производимых в еди¬ницу рабочего времени, либо количеством труда, затраченного на единицу изделий.

Следовательно, собственно процесс труда включает в себя сле¬дующие простые элементы: труд человека; предметы труда; сред¬ства труда.

Предметами труда называется все то, на что человек воздей¬ствует в процессе труда. Средства труда — это то, при помощи чего человек обрабатывает предметы труда.

В процессе труда человек реализует свою способность к целе¬направленной деятельности, т.е. свою рабочую силу.

Именно труд человека делает возможным само производство, или процесс изготовления материальных благ. Но существующие экономические теории по-разному оценивают человеческую дея¬тельность (и ее различные виды) с точки зрения организации производства.

Марксистская теория выделяет личный и материально-веще¬ственный факторы производства. При этом в качестве личного фактора выступает индивидуальная и совокупная рабочая сила, а в качестве материально-вещественного — средства производства. При этом главной ценностью для организатора является рабочая сила, потому что она — единственный товар, способствующий возник¬новению новых товаров и услуг. Потребление рабочей силы со¬провождается созданием новой стоимости. Экономика также в качестве факторов производства выделяет материальные ресурсы (земля, включая все сырьевые ресурсы, ка¬питал) и человеческие ресурсы (труд и предпринимательская дея¬тельность), но, несмотря на внешнюю схожесть приведенных клас¬сификаций факторов производства, в них четко прослеживаются принципиальные различия, главное из которых — выделение в рамках экономики педпринимательской деятельности в отдель¬ный фактор производства. При этом главная роль отводится пред¬принимателю как ключевой фигуре бизнеса, инициирующего про¬цесс производства. Труд же в системе данной классификации ас¬социирован с наемным работником и, следовательно, с наемным трудом. Марксистская же теория объединяет все виды деятельно¬сти в процессе производства под категорией личного фактора про¬изводства, не выделяя фигуры предпринимателя как трудящего¬ся, рассматривая его с классовых позиций лишь в качестве эксп¬луататора, а не в качестве организатора производства. Более того, сам процесс труда рассматривается как процесс потребления ра¬бочей силы капиталистом, и такой методологический подход при¬дает классовую направленность данной теории.

Конечно же, изучение роли труда в жизни общества не огра¬ничивается названными теориями. В работах А. Смита и Д. Рикардо уделяется большое внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате исследований сформировалась модель «эко¬номического человека», который характеризовался следующими чертами:

1) экономическое поведение каждого человека определяется личным интересом;

2) экономический субъект должен обладать компетентностью в собственных делах;

3) человеку необходимо учитывать классовые различия и нена¬дежность сегодняшнего благосостояния.

Дж. Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценить опти¬мальность путей достижения данного богатства. При этом он счи¬тал, что человек испытывает отвращение к труду и именно это толкает его к добыванию богатства.

В настоящее время многие авторы уделяют основное внимание проблеме мотивации трудовой деятельности в увязке с потребно¬стями людей (А. Маслоу), с экономической сущностью человека (Ф.Тейлор), с «социальной гигиеной» (Ф.Херцберг), с различ¬ными подходами к оценке человека в процессе труда (Д. Макгрегор).

При всем различии подходов к самому понятию «труд», к оп¬ределению места и роли человека в экономической системе об¬щества, к выделению тех причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда в качестве основы жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

При характеристике роли человека в системе экономики со¬временная литература использует целый ряд понятий: «рабочая сила», «личный фактор производства», «трудовые ресурсы», «че¬ловеческие ресурсы», «человеческий капитал». Рассмотрим их.

Рабочая сила — это индивидуальная способность к труду, ко¬торой обладает живая личность человека и которая пускается им в ход в процессе целенаправленной трудовой деятельности. Способ¬ностью к труду потенциально располагает каждый человек, но реальной производительной силой она становится только в про¬цессе труда.

Личным фактором производства является производительная сила совместного труда, определенная кооперация индивидуаль¬ных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме. Структура личного фак¬тора определяется структурой и степенью концентрации произ¬водства, уровнем разделения, кооперации и специализации тру¬да. Каждая из индивидуальных рабочих сил развита до обществен¬но необходимого уровня, а проявляется это в профессионально-квалификационных характеристиках конкретного работника, которые формируются в соответствии с потребностями обще¬ственного производства. Поэтому индивидуальная рабочая сила является составным элементом совокупной рабочей силы, а ин¬дивидуальный труд человека — неотъемлемой частицей интег¬рированного труда общества.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, представлен¬ная физическими лицами, которые обладают необходимыми фи¬зическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном про¬изводстве. В России к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет, за

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»