Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Афинский суд и уголовный процесс

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Дельфинии (то есть при храме Аполлона Дельфиния) рассматривались дела о так называемом «справедливом», то есть дозволениом законом убийстве, когда обвиняемый, признаваясь в совершении убийства, в то же время утверждал, что совершил это на закон-ном основании. Таковы были дела об убийстве преступника, приговоренного к смертной казни и скрывающегося от правосудия, об убийстве в целях самообороны, об убийстве вора, пойманного на месте преступления, об убийстве любовника жены, о нечаянном убийстве во время состязании или товарища по войне. Признанный виновным в таком убийстве присуж-дался только к совершению очистительных религиозных обрядов.

У Фреатто, к востоку от Пирея, у самого моря подле гавани при храме Зеи эфеты судили тех, кто, будучи изгнан за непредумышленное убийство и еще не примирившись с родствен-никами убитого, обвинялся в новом, предумышленном убийстве. Так как изгнаннику нельзя было ступить на почву Аттики, то судили его у самого моря. «Подсудимый защищается, подъехав на лодке, не касаясь земли, а они слушают и судят, находясь на суше. И если он будет осужден, он несет наказание, полагающееся за предумышленное убийство, ...если же будет оправдан, отпускается свободным от этого преступления, но продолжает нести изгна-ние за первое убийство».

Басилей (царь) и басилеи фил судили, как в глубочайшей древности, при Пританее*. Су-дили они животных, камни и металлические орудия (ножи, топоры, мечи), которые причи-нили смерть без доказанного участия человеческой руки. «Если камень, или дерево, или же-лезо, или что-нибудь подобное убьет при своем падении, или если не будут знать, кто нанес удар, а будут знать и иметь налицо самый предмет, причинивший убийство, тут начинается дело об этих предметах» . Если вина была доказана, то животное убивалось, а неодушевлен-ные предметы—«преступники» после совершения определенных обрядов выбрасывались за границу Аттики.

В основе существования этого судилища лежали религиозно-мистические воззрения. По представлению древних греков души убитых незримо блуждают среди ближайших родст-венников и сограждан; они садятся им на шею и душат их, насылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено и души убитых не найдут успокое-ния в могилах. Поэтому общество было заинтересовано в том, чтобы непременно разыскать виновника, наказать и удалить его из пределов страны, хотя бы это были камень, топор или копье.

Как уже указывалось выше, в V веке эти древние суды об убийствах в значительной ме-ре утратили свое значение; дела, составлявшие прежде их исключительную подсудность, рассматривались в суде гелиастов.

Уголовный суд и уголовный процесс эпохи расцвета афинской демократии.

Формы процесса

В V веке основными терминами для выражения понятия права у греков служат по-прежнему дикайон и дике, но между ними уже намечается различие, и если дикайон остает-ся для обозначения права, то дике принимает значение процесса.

Это появившееся в V веке различие в терминологии отражает развитие правового созна-ния греков, различавших уже право в материальном смысле и право в процессуальном смысле. Действительно, в V веке мы встречаем развитые и сложные процессуальные формы, в основе своей общие для различных видов суда.

Возбудить судебное дело в любом суде мог только совершеннолетний, не лишенный прав афинский гражданин. Ответчиком могло быть любое лицо. По доносу, сделанному ра-бом, начинались дела только о государственных преступлениях. Если донос подтверждался, раб получал свободу и государство уплачивало владельцу его стоимость.

По форме процесса все дела делились на два рода:

1. Государственные - такие, в которых были затронуты интересы государства, непосредст-венно или посредственно, в лице отдельного члена его, пострадавшего от нарушения госу-дарственных законов.

2. Частные - возникавшие вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

Начать государственный процесс мог всякий гражданин; начать частный процесс могло только непосредственно заинтересованное лицо или его законный представитель (муж за жену, отец за .сына и т.д.).

В государственных процессах обвинитель не получал никакой материальной выгоды в случае выигрыша процесса; если присуждался штраф, он поступал в доход государства.

Возбуждение государственного процесса налагало на обвинителя особую ответствен-ность за обоснованность обвинения. Он подвергался штрафу в 1000 драхм, если по рассмот-рении дела на его стороне оказывалось менее одной пятой части голосов судей, а в случае троекратного повторения -неудачных обвинений — лишался права возбуждать их в даль-нейшем.

В частном процессе ответственность обвинителя, не собравшего одной пятой части го-лосов судей, ограничивалась штрафом в пользу обвиняемого в размере одной шестой доли суммы иска (обол с драхмы).

Кроме того, обвинитель, начавший государственный процесс, должен был довести его до конца под угрозой штрафа в тысячу драхм, частное же дело могло быть прекращено об-винителем в любой стадии процесса без всяких невыгодных последствий. Возлагая на обви-нителя, начавшего государственный процесс, повышенную ответственность за доброкачест-венность обвинения и доведение начатого дела до конца, закон вместе с тем облегчал ему возможность возбудить дело, освобождая его (за редким, определенным исключением) от уплаты судебной пошлины, обязательной в частных делах.

Помимо этого основного деления дел на государственные и частные, последние, в свою очередь, подразделялись на две категории:

1) направленные лично против обвиняемого и имевшие следствием его наказание за содеян-ное преступление, то есть дела уголовные;

2) тяжбы о спорном имуществе, имевшие целью его присуждение, а не личное наказание от-ветчика, то есть, по преимуществу, гражданские дела.

Следует иметь в виду, что в правовом сознании греков понятия о процессе государст-венном и частном не были строго разграничены, выбор той или иной формы процесса во многих случаях зависел от обвинителя и нередко диктовался соображениями удобства.

Демосфен наглядно рисует эту свободу действия для обвинителя в следующих словах: «Законодатель Солон считал необходимым, чтобы никто не был лишен возможности до-биться правосудия, как каждому можно. Как же это сделать? Есть много способов законного преследования обидчиков. Возьмем для примера воровство. Ты силен и уверена себе? Отве-ди - опасность в тысяче драхм штрафа. Ты слишком слаб — приведи чиновников, и они это сделают. Ты боишься и этого? Начни государственный процесс. Ты не уверен в себе и, бу-дучи беден, не можешь заплатить тысячи драхм? Судись у диэтетов и не подвергнешься риску. Все эти роды процессов различны. Точно так же и при нечестии можно отвести, на-чать государственный процесс, судиться у Евмолпидов, подать жалобу царю».

Кроме государственных и частных различались между собою по способу возбуждения дела следующие формы процессов.

1. Донос частного лица о нарушении финансовых интересов государства (неуплата податей, пошлин, арендных денег), контрабанде, нарушении .правил разработки рудников (являв-шихся одним из главных источников афинской казны), злоупотреблениях в хлебной торгов-ле, недобросовестной опеке. В случае признания судом справедливости доноса доносчик по-лучал в виде вознаграждения половину конфискованного имущества подсудимого или на-ложенного на него денежного штрафа. Этим государство поощряло граждан к обнаружению и преследованию преступлений, посягающих на его финансовые интересы.

2. Апографэ (отслова-опись) —жалоба на частное лицо, неправомерно завладевшее имуще-ством, принадлежащим государству. Также и в тех же целях, что и в предыдущем случае, при признании справедливости доноса, обвинитель получал часть конфискованного имуще-ства (размер не известен).

Остальные три формы применялись только при очевидных уголовных преступлениях. В этих случаях не было предварительного призыва к суду, и преступник до решения дела за-ключался в тюрьму, если не мог представить трех поручителей одного с собою имуществен-ного класса. Разница между этими формами состояла только в способе привлечения пре-ступника к суду.

3. Апагогэ называлось отведение к соответствующему должностному лицу преступника, за-держанного на месте преступления. Эта форма возбуждения дела пряменялась, главным об-разом, при преступлениях претив жизни и имущества (при убийстве, воровстве, грабежах, похищениях людей, и т. п.).

4. Эндейксис называлось приглашение должностных лиц на место, где находился преступ-ник, для его ареста. Эта форма процесса применялась, главным образом, к укрывателям из-гнанников, самовольно вернувшихся в Афины, а также похитителей некоторых видов. госу-дарственного имущества (например документов).

5. Иесангелией назывался письменный донос на человека, совершившего что-либо запре-щенное, например на государственного должника, занимавшего общественную должность, на проклятого или лишенного прав, появившегося в местах, вход в которые ему был вос-прещен (в храме, на площади), на председателя народного собрания, незаконно протививше-гося голосованию на ябедника, изменника и т. п.

Обвинение. Обвинительный акт

В древней Греции не существовало специальных органов, обязанных возбуждать уго-ловное преследование и поддерживать обвинение на суде. Обвинение носило частный ха-рактер. При отсутствии обвинителя дело не возбуждалось даже при наличии явного престу-пления. Однако на практике по единодушному свидетельству древних авторов в случаях со-вершения преступлений недостатка в обвинителях никогда не было. При этом следует пом-нить, что государственный процесс мог начать любой полноправный

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»