Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Кузбасский Институт Экономики и Права

Юридический факультет

Кафедра правовых дисциплин

Взаимодействие органа следователя и органа дознания

(Уголовно-процессуальное право)

Выполнил: студент 3 курса

юридического факультета

Травников А.А.

Руководитель: ст. преподаватель,

Васильева И.А.

Кемерово 2002

Оглавление.

1. Введение

2. Глава 1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодей-ствия следователя и органа дознания

3. Глава 2. Правовые основы и формы взаимодействия

4. Глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии воз-буждения уголовного дела

5. Глава 4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии пред-варительного расследования

6. Заключение

7. Использованная литература

Введение

В России ежегодно совершается около 10 млн. преступлений. Официаль-но регист¬рируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того мень¬ше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс. убийств и покушений на убийст¬во, не раскрывается 6-7 тыс.

Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказа-тельств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует не-обходимость повышения эффективности координации деятельности право-охранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.

Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия орга¬нов предвари-тельного расследования. То, что каждое третье преступ¬ление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий орга-нов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодейст-вия, недостаточной профессиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуп-лением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работни-ков ор¬ганов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников крими-нальной милиции.

Зачастую сотрудники органов предварительного расследова¬ния не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде орга-нов при оформлении следователями поруче¬ний органам дознания допускается постановка задач, которые выхо¬дят за пределы компетенции конкретного учре-ждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения по-следних с компетенцией милиции и других органов расследования.

Глава 1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания.

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.

Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловлен-ность друг другом, согласованность действий.

Под взаимодействием основанная на законе совместная или со¬гласованная по целям, времени и месту деятельность органов и долж¬ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопро-изводства.

Взаимодействие призвано решать следующие задачи:

1. Расследование и раскрытие преступлений;

2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совер-шивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;

3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресече¬нию пре-ступлений, и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективны-ми предпосылками:

- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно¬стью. Сле-дователь и работники органа дознания по своему служебно¬му положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре¬ступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эф-фективное осуществление этих задач;

- различием их полномочий. Действия следователя направлены на получе-ние судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на уста-новление источников доказательственных фактов, реа¬лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след¬ственных действий. Последние (за исключением осмотра места про¬исшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; опе-ративно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу.

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме¬роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво¬дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по¬ручению следователя может производить следственные действия;

- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ¬ностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага¬ется из ад-министративно-правовой, процессуальной (в виде производ¬ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха¬рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;

- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю¬щей из от-сутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаи-модействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро¬иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави¬симость каждого из сотрудничаю-щих органов;

-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступ-лений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохрани-тельным органам повысить качество и эффективность своей работы, позво-ляет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу¬ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значи-тельной дифференциации в правовом регулирова¬нии их деятельности, не ис-ключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе сле-дователь и орган дознания принимают от имени государства властные реше-ния, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обя-занностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физиче-ских и юриди¬ческих лиц обладают властным характером и подлежат обяза-тельному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаи¬модействия между органами дознания и следствия присущ метод вла¬стных предписаний.

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельно-сти, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позво-ляет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализу-ются задачи, которые невозможно решить раз¬розненными, разобщенными действиями.

Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предпо¬лагает на-личие определенного режима данного взаимодействия; под¬держание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совер¬шенствование в целях обеспечения все большей эффективности непо¬средственной правоохрани-тельной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активи-зации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступно¬стью.

Одной из задач взаимодействия органов дознания и сле¬дователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определен¬ное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаи-модействия. Организация взаимо¬действия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

Организация взаимодействия между органами дознания и сле¬дователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимо¬действуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют по¬ступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стара-ются предвидеть ее измене¬ния, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз¬можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ¬няются цели и зада-чи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме¬тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффектив¬ность, достигается конечный ре-зультат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных лю-дей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Кон-троль позволяет своевременно выявлять

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»