Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оцени-вать промежуточный и конечный результат деятельности.

Глава 2. Правовые основы и формы взаимодействия

Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регули-рования положения взаимодействующих сторон. Правовой ос¬новой взаимо-действия служит Конституция РФ, законы РФ и издавае¬мые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве.

Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельно¬сти» от 12.08.95г.;

3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопро¬сам органи-зации следственной работы;

4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла¬шения, кото-рыми определяются конкретные направления, формы и ме¬тоды взаимодейст-вия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще¬ствления;

5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительны¬ми органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также до¬говоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаи-модействия получают дальнейшую кон¬кретизацию с учетом местных усло-вий.

Взаимодействие также можно определить как основанную на законода-тельных актах совместную, согласованную деятельность сле¬дователя с орга-нами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

К основным принципам относятся:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако¬на;

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоя-тельность в принятии решений;

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов опе-ративно-розыскной деятельности (в пределах действующе¬го законодательст-ва);

4. Плановость взаимодействия;

5. Непрерывность взаимодействия.

Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука¬зания о производ-стве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст¬венных действий. Такие ука-зания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоя-тельность в принятии решений, за исключением случа¬ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно¬сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон¬кретных обстоятельств дела определяет, в каких слу-чаях и когда, ра¬ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот¬ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея¬тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре¬шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя¬тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле¬дователю свою помощь. Оперативные ра-ботники могут проинформи¬ровать следователя об имеющихся по делу опера-тивно-розыскных дан¬ных, принимая меры , исключающие разглашение ис-точников и спосо¬бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи¬вают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки мате¬риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе¬ративного ра-ботника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру¬гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со¬ответствующих руководите-лей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело¬вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответ-ственность за пре¬дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме¬тодов опе-ративно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательст-ва) состоит в том, что оперативный работник самостоя¬тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару¬жению и задержанию лиц, со-вершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис¬пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет от-ветственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприя-тий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей¬ствия. Не-обходимо осуществлять согласованное планирование следст¬венных и опера-тивно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функ-ций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возмож-ности. В плане нужно предусмотреть уча¬стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он мо-жет быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то¬гда, когда требуется расшифровать конкретное содержа-ние оператив¬но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целе-сообраз¬но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож¬ных следственных действий.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по вза-имному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ¬лений озна-чает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопре-деляются обстоятельствами и интересами де¬ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух ос-новных формах: процессуальной и организационной.

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме¬жду субъектами взаи-модействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

1. Поручение следователя органу дознания о производстве ро¬зыскных и следственных действий

2. Содействие органа дознания следователю в производстве от¬дельных следственных действий

3. Уведомление следователя о результатах применения опера¬тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установле-ния преступника

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дозна-ния является производной от процессуальной, неразрывно свя¬зана с ней. Ор-ганизационная форма вырабатывается практикой и рег¬ламентируется ве-домственными нормативными актами. Организационными формами являют-ся:

1. Создание следственно-оперативных групп и оценка ре¬зультатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера¬тивным работ-ником;

3. Согласованное планирование следственных действий и опера¬тивно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем.

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе¬ративная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризую-щим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей про-изводимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласован-ность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея¬тельности ка-ждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор¬мации и постановку им но-вых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразде-лений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подраз-делений, дежурной части и других служб под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах происходит несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера¬тивный ра-ботник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдель-ные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»