Взаимодействие следователя и органа дознания
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


54% опрошенных следователей расценивают работу в следст¬венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодейст-вия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уго-ловного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- ро-зыскных действий. Такую позицию опе¬ративных работников можно объяс-нить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу¬ет от них бо-лее четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто¬роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согла-сованному плану.

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма¬териалам с мо-мента осмотра места происшествия, так и после возбуж¬дения уголовного де-ла, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле¬ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обыч-но создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и на-чальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных пре-ступлений.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и опе-ративных работников, участвующих в расследова¬нии дела. При этом следо-ватель выполняет две функции: процессуаль¬ную (по сбору доказательствен-ной информации) и организаторскую (по руководству работой членов груп-пы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он оп-ределяет линию деятельно¬сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе¬ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую по-мощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра¬бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и ко-нечным результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных меро-приятий по делу и контролирует его выполнение, сис¬тематизирует оператив-но-розыскную информацию и своевременно пе¬редает ее руководителю груп-пы; лично участвует в проведении поиско¬вой и оперативно-розыскной рабо-ты. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эф-фективности совместной деятельности (анализа, планирова¬ния, оценки полу-ченных материалов), так и от эффективности деятель¬ности каждого ее работ-ника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра¬боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова¬ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - опера-тивный работник после ос¬мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп¬росы, другие поисковые действия, чтобы выявить оче-видцев и свидете¬лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен¬ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра¬вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго¬товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по¬ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным - выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож¬но отне-сти и к оперативным работникам.

Взаимный обмен информацией между следователем и оператив¬ным ра-ботником. Взаимодействием в этой форме является предостав¬ление друг дру-гу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следст-венных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой ин-формации может осуществляться как в уст¬ной, так и в письменной форме.

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, сле-дователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по¬зволяет согласовать, скоорди-нировать совместные действия в соответ¬ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже извест-ных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения.

Изучение дел и опрос практических работников показали, вза¬имный об-мен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодей-ствия при установлении лица, совершившего пре¬ступление. Однако на прак-тике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следовате-лей и 10% оперуполномоченных уго¬ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо¬ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас¬полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномочен-ных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ¬ствует установлению лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен¬ных уго-ловного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействую-щим с ними лицами полученные ими сведения.

Согласованное планирование следственных действий и опера¬тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодей-ствия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под¬готовительному, ор-ганизационному этапу, на котором согласовыва¬ются и фиксируются органи-зационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учиты-вается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголов-ного дела, так и на лю¬бом этапе расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадле-жит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан¬ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло¬жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель¬ности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы доз-нания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый со-гласованный план рассматривается руководи¬телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на¬ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга¬низационно-тактических мер, направленных на под-готовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рацио-нальные пути достижения конечного результата. При этом сто¬роны распре-деляют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и за-дачи, намечают наиболее оптимальные и приемле¬мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро¬приятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следст-венного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене¬дельно обсуж-дать результаты выполнения плана. Невыполнение пла¬новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор¬гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа¬ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки.

Ознакомление следователя с данными, полученными оператив¬но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оператив-ным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступле-ний, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указа-ния источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными ма-териалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль ка-ждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова¬ния.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа¬лов для возбуждения уголовного де-ла является наличие в них доста¬точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ совершения, ущерб, кон-кретные обстоятельст¬ва, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по¬зволяют при-нять решение о возбуждении уголовного дела, следователь

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»