Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


следователь (начальник след-ственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоя-тельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе¬лов. Выполнив указания сле-дователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле¬нии.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следова-тель и оперативный работник составляют совместный план, в котором поми-мо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяс-нению оперативным путем, а также сроки и конкрет¬ные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор¬ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя¬тельности органа дозна-ния в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плано-вости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуаль-ной и организационной. Взаимо¬действие обеспечивает наиболее эффектив-ную, организованную и пло¬дотворную работу следователя и органа дозна-ния, позволяет эконо¬мить «драгоценные» силы, средства и время правоохра-нительных ор¬ганов.

Глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии воз-буждения уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предвари-тельного следствия при раскрытии преступлений на началь¬ном этапе рассле-дования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимо-действия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив¬ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо¬мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под¬следственном следователю.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нор¬мативными ак-тами. Дежурная часть призвана по поступлении сообще¬ния о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организо-вывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных ра-ботников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места проис¬шествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.

В настоящее время дежурные части оснащены необходимой тех¬никой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, элек¬тронной по-чтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотруд¬ников, что позволя-ет на высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляю¬щих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлени¬ях поступает в первую очередь непосредствен-но в дежурные части органов внутренних дел. Преобладающий источник по-лучения ими ин¬формации о преступлениях - письма, заявления граждан, со-общения должностных лиц и представителей общественных организаций.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 144 УПК) должно быть при¬нято решение о возбужде-нии уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о произ-водстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про¬цесса, кото-рая создает необходимые основания для дальнейших след¬ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохрани-тельные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается мно-жество государственных служб и граждан.

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче¬ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от¬сутствию обстоятельств, исклю-чающих производство по делу.

Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголов-ного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, ко¬торые пред-шествует вынесению постановления о возбуждении уголов¬ного дела.

УПК РФ определяет, что одним из следственных действий является ос-мотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного рас-крытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем яв-ляется быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной груп-пы для ос¬мотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для за¬держания преступника.

В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчине¬ны посто-вые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед вы-трезвители, которые он информирует обо всех происше¬ствиях на обслужи-ваемой территории и организует их взаимодейст¬вие.

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле¬нии со-общения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохране-нию его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, незави-симо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур¬ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма¬тивными актами.

Правильная и своевременная организация выезда на место про¬исшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непремен¬ное условие ус-пешного раскрытия преступления. Осмотр места престу¬пления и осуществ-ление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин¬формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото¬рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а не-редко способствует и раскры¬тию преступления по «горячим следам». Суще-ствует тесная взаимо¬связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен¬ность которых зависят от полноты и качества осмотра

Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевремен¬ность выезда на ме-сто совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов пред-ставителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц.

Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжаю-щих на место преступления, а так как основной органи¬зационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важ-ным вопросом является проблема комплекто¬вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью.

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо¬ватель яв-ляется руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей на ме-сто происше¬ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, опреде-ляет по¬рядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступле-ния, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следова¬тель должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и осо¬бенности пред-стоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, ра-ботников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экс-перт-автотехник, а при осмотре мес¬та пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотруд¬ники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п.

В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет прото¬кол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминали¬сту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных дей¬ствий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и опера¬тивно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.

Таким образом, при осмотре места происшествия большое зна¬чение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участ¬вовавших в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное вза-имное информирование.

Тактические особенности места осмотра состоят в том, что ме¬сто проис-шествия исследуется членами следственно-оперативной груп¬пы с разных то-чек зрения и с применением различной методики. Ины¬ми словами, это ис-следование носит комплексный характер.

В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специали-сту-криминалисту. В соответствии с ведомственными норма¬тивными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных веществен¬ных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе ос-мотра полученной криминали¬стической информации, а также данных о при-менении криминалисти¬ческих средств и методов.

Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руко¬водством

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»