Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


руко¬водством следователя, который вправе давать ему указания о проведе¬нии тех или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь исследования. Методику, тактику исследова¬ния и применения научно-технических средств при выявлении и фикса¬ции материальных следов пре-ступления определяет сам специалист.

Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступле-нии получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый инспектор мили¬ции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следст-венно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о про-исшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он ин¬формирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, пред-ставляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя след-ственно-оперативной группы.

Обязанность следователя собрать воедино разнообразные дан¬ные осмот-ра, проанализировать их в связи с полученными результата¬ми решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен бы¬стро и оперативно опреде-лить обстоятельства, при которых было со¬вершено преступление. Следова-тель обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оператив¬ных данных принимать меры к установлению и задержанию преступ¬ника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, выявление оче-видцев преступления и т.п.).

Основная работа по установлению и розыску преступников воз¬лагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Со-гласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места проис-шествия осуществляет необходимые опера¬тивно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, органи¬зует розыск преступника по горячим следам. По поруче-нию следовате¬ля производит следственные действия и оперативно-розыскные меро¬приятия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи¬модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе¬ративного работ-ника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступ-ления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников .

Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосре¬доточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, де¬журный по органу внутренних дел информирует о происшествии пат¬рульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости инфор¬мируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах пре-ступника, маршруте его дви¬жения и возможном месте нахождения, организу-ет перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования.

В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор информируют друг друга и де¬журную часть о дан-ных, имеющих значение для выявления подозре¬ваемого и установления об-стоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в ре¬шении организационных и тактических вопро-сов, связанных как с са¬мим выездом, так и с производством других, выте-кающих из результа¬тов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных дей¬ствий. Большое значение приобретает оперативность исполь-зования информации с целью проверки полученных данных, особенно по го-ря¬чим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются уст-ные поручения. При осмотре места происшествия, когда следова¬тель и опе-ративный работник находятся рядом, эта форма задания яв¬ляется самой це-лесообразной.

Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его на-чальной стадии является первоначальной формой обмена информа¬цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных ме-роприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для со-поставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются опреде-ленные версии и составляется еди¬ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при рас-крытии преступлений по горячим следам отделены друг от дру¬га во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы чле¬ны следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о пре¬ступлении, а потом об-суждали их и планировали свои действия на бу¬дущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между со¬бой. Совместное обсуждение полу-чаемой информации должно проис¬ходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдви-жения первых розы¬скных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгла¬дились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы об¬стоятельно их обсудить.

Какова же роль следователя и оперативного работника в по¬строении пер-вичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, кото-рый каждый из них располагает в результате осуще¬ствления своих функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего ин-формацию об изменениях в материальной об¬становке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно ра-зыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потер¬певших, очевидцев, свидетелей и других осведомлен-ных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени ус-ловно, так как на практике оперативный работник может участвовать в ос-мотре места происшествия и прилегающей террито¬рии, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следо¬ватель до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей.

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и опе¬ративного работника продолжается вплоть до момента, пока следова¬тель, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом от¬пала. Следователь и опера-тивный работник обязаны совместно обсу¬дить и проанализировать результа-ты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные след-ственные и розыскные дейст¬вия. При этом оперативный работник самостоя-тельно определяет сред¬ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо¬ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уго-ловное дело и начинает производство необходимых следственный действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо¬ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная ор-ганизованная деятельность дежурного по орга¬ну внутренних дел, следовате-ля и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициа¬тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о со-вершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис¬шествия и его квалифици-рованный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следст-венно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установ-ления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуж-дения уголовного дела является принятие следователем одного из следую-щих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уго-ловного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответ-ствующая запись.

Глава 4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии пред-варительного расследования

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов¬ного про-цесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выяс-няются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ¬ляющим предварительное следст-вие и органам, осуществляющим опе¬ративно-розыскную деятельность одно-временно проводить следствен¬ные действия и оперативно-розыскные меро-приятия. Дополнение след¬ственных действий оперативно-розыскными меро-приятиями необхо¬димо для прояснения события преступления, обстоя-тельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение раз-мера причи¬ненного ущерба, выявление условий, способствовавших соверше-нию преступления и т.д.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий

2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступ-ника

Поручение следователя органу дознания о производстве розы¬скных действий является наиболее

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»