Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взаимодействие следователя и органа дознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


наиболее важной процессуальной формой их взаимодей-ствия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интере-сах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соот-ветствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельно-сти» от 12.08.95. является:

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове¬дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер¬шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли¬вающих или совер-шающих, когда нет данных, достаточных для реше¬ния вопроса о возбужде-нии уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, эконо-мике или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оператив-но-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента переда-чи материалов, собранных в ходе производства по де¬лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра¬зоблачения преступников, про-тивоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обна-ружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше¬нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра¬ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляю-щим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен¬но-оперативных мероприятий по раскры-тию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредствен-ным начальником опер¬работника и докладываются руководителю, имеюще-му право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру¬ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут¬верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безо-пасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложе¬на обязанность добывать ин-формацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо¬гической безопасности РФ. Однако дан-ные сведения могут быть обна¬ружены и оперативными подразделениями ор-ганов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пре-делах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив¬но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со¬ответствующие подразделения ФСБ.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея¬тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред¬ставляющих опера-тивный интерес, сотрудник оперативного подразде¬ления проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречи¬вой, неточной, содержать сведе-ния сомнительной достоверности, по¬ступать от лиц, со стороны которых ве-роятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении опера-тивного работ¬ника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обосно¬ванные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоя¬тельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, кото¬рое про-фессионально грамотной оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред¬варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пе-нитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения пе¬репроверяются за счет дублирования ис-точников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противо-правной и как она в правовом аспекте может быть квалифици¬рована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, ко¬торые следует пред-принять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат при-менительно как к основному объекту про¬верки, так и в иных целях (пополне-ние картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опас¬ности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оператив¬ный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведе-нию в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предвари¬тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси¬ровать информа-цию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих опера¬тивно-служебных документах ре-зультаты проведенных или провероч¬ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотруд-ник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (преду-преждено, пресечено или раскрыто преступление; за¬держан ли скрывавший-ся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено раз-решение непосредственного руководи¬теля оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.

Предварительная оперативная проверка может завершаться использо-ванием собранных материалов для профилактики противоправ¬ного поведе-ния объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подго-товительных к преступлению действий. Возможно ис¬пользование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их ле-гализации в интересах привлечения, на¬пример, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

Поручение следователя органу дознания о производстве следст¬венных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых мо¬жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова¬теля.

Прямых указаний о пределах поручений уголовно-процессуальный за-кон не содержит.

Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного использования возможностей следователь в про¬цессе расследования преступлений непо-средственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ¬ций.

В случае, когда необходимо взаимодействие, выход следует искать в разумном целесообразном привле¬чении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом ска-зывает¬ся на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изо¬бличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступ¬ной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко зна¬чительный объем следственной работы по делам находящимся в про¬изводстве у следо-вателей, без достаточных к тому оснований выполня¬ется работниками орга-нами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни чем иным, как зло-употреблени¬ем со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких пору-чений оперработниками нередко относятся формально.

На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперработникам производство того или иного следственно¬го действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработ-ники проявляют инициативу в получении по¬ручений подобного рода, выпол-няют их исключительно добросовест¬но, быстро и, как правило, при надле-жащем качестве.

Под пределами поручений следователя органам дознания о производ-стве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наи-более эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к уча¬стию в предварительном следствии, причем без ущерба для выполне¬ния и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях, когда воз-никает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех же следственных действий, когда они непосредственно вы¬текают из розыскных или следователь по тактическим соображениям

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»