Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Меры пресечения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по уголовному процессу

студента 4 курса группы 40 юридического факультета ХГАЭП

Пономаревой Ирины Евгеньевны

680021 Хабаровск,

ул. Станционная 5-52

тел. 357-457

Хабаровск 1999.

План

1. Меры пресечения

1.1. Виды и общая характеристика

1.2. Основания и условия применения мер пресечения. Процессуальные гарантии законного и обоснованного избрания мер пресечения

2. Меры, направленные на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств

3. Меры, обеспечивающие исполнение приговора в части имущественных взысканий

4. Меры обеспечения явки лиц по вызовам органов рас-следования и суда и соблюдение порядка судопроиз-водства

5. Список нормативных актов и литературы, используемых в работе

1. МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ.

1.1 Общая характеристика и виды мер пресечения.

Особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения. Под мерами пре-сечения понимают принудительные меры, временно ограни-чивающие права личности, применяемые лицом, производя-щим дознание: следователем, прокурором и судом к обви-няемым (в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью ли-шить их возможности скрыться от дознания, предвари-тельного следствия и суда, воспрепятствовать установ-лению истины по делу или продолжить преступную дея-тельность, а также для обеспечения исполнения пригово-ра.

Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный харак-тер. Это проявляется в том, что данные меры процессу-ального принуждения призваны предупредить, т.е. не до-пустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться.

По общему правилу УПК допускает применение мер к лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть при-менены в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и до предъявления им обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, если же в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пре-сечения отменяется (ст. 90 УПК).

В ст. 89 УПК предусмотрен достаточно широкий пе-речень мер пресечения в который включены: подписка о невыезде; личное поручительство; поручительство обще-ственных организаций; заключение под стражу; залог; наблюдение командования воинской части за обвиняемыми, являющимися военнослужащими. Согласно ст. 394 УПК к несовершеннолетним, кроме мер пресечения, предусмот-ренных ст. 89, может применяться отдача под присмотр родителей, а к несовершеннолетним, воспитывавшимся в закрытых детских учреждениях – отдача под надзор адми-нистрации этих учреждений.

Меры пресечения различают по степени строгости. При этом самой строгой мерой является заключение под стражу, а наименее строгой – подписка о невыезде.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Выражается в отобрании от подозреваемого или обвиняемого обязатель-ства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего дознание — следователя, прокурора или суда. При этом обвиняемо-го или подозреваемого предупреждают, что в случае на-рушения данной им подписки, к нему может быть примене-на более строгая мера пресечения.

Личное поручительство (ст. 94 УПК). Оно представ-ляет собой принятие не менее чем двумя заслуживающими доверие лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и своевременную явку подозреваемого или обвиняемого по вызову органов расследования и суда. При этом поручителей ставят в известность о сущности дела и об ответственности, ко-торая может наступить в случае совершения подозревае-мым или обвиняемым действий, для предупреждения кото-рых была применена мера пресечения. В этом случае на каждого поручителя может быть возложено судом денежное взыскание в размере до 1 МРОТ или меры общественного воздействия применены.

Поручительство общественной организации (ст. 95 УПК). Оно состоит в даче общественной организации письменного обязательства в том, что она ручается за надлежащее поведение и своевременную явку подозревае-мого или обвиняемого по вызовам органа расследования или суда. Общественная организация, дающая поручитель-ство, должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В настоящее время данная мера является неэффек-тивной, т.к. организация не может нести реальную от-ветственность за действия подозреваемого или обвиняе-мого, и практически не применяется, в связи с чем ста-вится вопрос о ее исключении из мер пресечения.

Залог (ст. 99 УПК), по сравнению с предыдущими мерами, является более строгой мерой пресечения. Он заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого по вызовам органов, осуществляющих судопроизводство, сам обвиняемый или подозреваемый ли-бо какое-то иное лицо или организация вносят в депозит суда определенную денежную сумму или иные ценности. Сумму залога определяет орган, принимающий решение об избрании такой меры, в соответствии с обстоятельствами дела. При этом залогодатель ставится в известность о сущности дела. Решение о применении залога, в соответ-ствии со ст. 89 УПК, принимается с санкции прокурора или по определению суда. О принятии залога составляет-ся протокол, копия которого вручается залогодателю.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызову органа, ведущего производство по де-лу, внесенный залог по решению суда обращается в по-рядке, предусмотренном ст. 323 УПК в доход государст-ва.

На практике же суды принимают решения об обраще-нии залоговых сумм в счет возмещения ущерба. Так, на-пример, определением №№44-096-121 Верховный Суд РФ в кассационной инстанции по делу Николаева, Федотова, Григорян и Граф обращение судом залоговых сумм в счет возмещения ущерба призвал не основанным на законе, приговор в этой части был изменен (из него исключено указание о конфискации залоговых сумм в доход государ-ства). Внесенные залоговые суммы постановлено возвра-тить законным представителям осужденных, т.к. со сто-роны последних не было уклонения от явки в суд.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) по своей правовой природе в сущности представляет собой специфическую разновидность поручительства, при-нимаемого на себя командованием воинской части, в ко-торой проходит службу обвиняемый или подозреваемый. Надлежащее поведение последнего, а также его явку по вызовам органов, осуществляющих судопроизводство, в таком случае обеспечивает командование посредством мер, предусмотренных воинскими уставами: временное ли-шение права на ношение оружия, запрет на увольнение из расположения воинской части, постоянное наблюдение за ним лиц суточного наряда или непосредственным началь-ником и т.п.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) может по мимо иных мер пресечения применяться только к лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Дан-ная мера в сущности тоже является специфической разно-видностью поручительства, поэтому она регулируется нормами, относящимися к личному поручительству. Так, например, ответственность за ненадлежащее поведение несовершеннолетнего родители, опекуны и поручители не-сут в том же порядке, что и личные поручители (ч.4 ст. 394).

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) – самая стро-гая из всех предусмотренных УПК мер пресечения, она ограничивает конституционные права и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции невиновности считается невиновным. Поэтому для ее при-менения требуется особо надежные гарантии против воз-можных ошибок и злоупотреблений. Заключение под стражу представляет собой временное лишение свободы обвиняе-мого или подозреваемого путем помещения его на период производства по делу в место предварительного заключе-ния. Места содержания под стражей определены в ст. 7 Закона РФ “О содержании под стражей лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления.”

Для избрания этой меры пресечения в ст. 96 УПК установлены дополнительные требования. К примеру, она, как правило не может быть применена к лицу, обвиняемо-му в совершении преступления, за которое законом пре-дусмотрено наказание менее строгое, чем 1 год лишения свободы; отступление от этого требования допускается лишь исключительных случаях. К лицам, обвиняемым в со-вершении преступлений, перечисленных в ч.2 ст. 96 УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности престу-пления.

Санкцию на заключение под стражу могут давать лишь лица, занимающие должность прокуроров высшего и среднего уровней. Перед дачей санкции эти должностные лица обязаны ознакомиться со всеми материалами дела, на основании которых принимается решение об аресте, и при необходимости лично допросить подозреваемого или обвиняемого. Личный допрос несовершеннолетнего обви-няемого или подозреваемого при этом обязателен во всех случаях. РЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 15.07.95 г. детально регулирует принципы, основания, условия и по-рядок содержания лиц в местах предварительного заклю-чения; права и обязанности заключенных и другие поло-жения.

На органы, в производстве которых находится уго-ловное

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»