←предыдущая следующая→
1 2 3
Мурманский Государственный Технический Университет
кафедра уголовного права
дисциплина: прокурорский надзор
Реферат по теме
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Выполнен студентом
группы «НЭ-201»
Лахреевым Романом
Принял: Окулов А.В.
Мурманск
2002 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Предмет надзора 4
Полномочия прокурора 8
Протест и представление прокурора 13
Заключение 14
Литература 15
Введение
На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол¬нительными органами субъектов Российской Федерации, органа¬ми местного самоуправления, органами контроля, их должностны¬ми лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерче¬ских организаций, что особенно актуально в наше время.
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод человека Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная глава. Четко определены предмет надзора, полномочия прокуроров в этой; жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политиче¬ских, социально-экономических прав и свобод граждан.
Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина — задача огромной политической значи¬мости. Ее решение требует больших разноплановых усилий госу¬дарства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гра¬жданским обществом? Безусловно, большую роль в этом деле при¬званы играть суды. Но з реальной действительности сложилось обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности, для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над чем потрудиться и исполнитель¬ной власти, и органам местного самоуправления, и контролирую¬щим органам, всем остальным звеньям государственного механиз¬ма и. конечно же, — органам прокуратуры.
Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведом¬ствами, представительными (законодательными) и исполнитель¬ными органами субъектов Российской Федерации, органами мест¬ного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле¬ния и руководителями коммерческих и некоммерческих органи¬заций.
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешива¬ются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
1. Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры — наглядное подтвержде¬ние существенного усиления в современных условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет харак¬теризовать его как акт, полностью соответствующий международ¬ным стандартам, в том числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возмог лишь при наличии соответствующих оснований и только в условиях, предусмотренных законом.
2. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве со¬ставной части ее правовой системы.
Различаются три группы прав и свобод человека и граждани¬на: личные права и свободы, политические права и свободы, соци¬ально-экономические права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоин¬ства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и се¬мейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тай¬ну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод исчерпывающий.
В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить соб¬рания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий.
В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби¬рать род деятельности и профессию; право на жилище; право част¬ной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита¬ния детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др.
3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина состав¬ляет предмет не только рассматриваемого в настоящей главе на¬правления прокурорского надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности выполняется прокуратурой в про¬цессе надзора за исполнением законов органами, осуществляющи¬ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель¬ное следствие, органами надзора за исполнением законов админи¬страциями органов и учреждений, исполняющих наказание и при¬меняющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу — при реализации надзорных полномочий в ходе осу¬ществления функции уголовного преследования. В этой связи не¬обходимо иметь в виду, что в предмет надзора, определяемый на¬стоящей статьей, входит соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не охватываются предметом дру¬гих отраслей и направлений прокурорского надзора.
4. Перечень органов и дополнительных лиц. надзор за соблю¬дением прав и свобод которых осуществляет прокуратура, охва¬тывает федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия на них государственных структур не являются препятствием для выполнения прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратур объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзорные функции прокуратуры не ослабли, не исключены из сферы ее надзора низовые звенья — предприятия, общества, объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области конституционного права, все законодательные акты в конечном счете замыкаются на сфере прав и свобод человека. Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека, таким образом, может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях их применения.
5. Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных государственных органов и должностных лиц
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|